загрузка...

Здоровье


Аюрведа.

Духовный аспект в аюрведическом лечении аюрведы

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

 

В соответствии с аюрведической традицией лечение должно проводиться строго индивидуально. Организм каждого человека имеет свои биоэнергетические и физиологические особенности. Любая человеческая жизнь неповторима. Поэтому не может быть совершенно одинаковых рекомендаций для разных пациентов.

Согласно древнеиндийским воззрениям, жизнь человека зависит от его личной кармы, или, говоря иначе, от греховных поступков, совершенных в прошлых жизнях. Подсознание, отягощенное плохой кармой, может стремиться к разрушению организма. Возникают явления типа мазохизма, когда человеку нравится страдать, болеть, испытывать мучения и желать себе смерти. В таких случаях Аюрведа для восстановления сил организма использует особые методы, связанные с образом жизни человека и его нравственностью. Если учесть сказанное, становится ясно, что особое значение в системе аюрведической медицины имеет врач.

Поскольку главная обязанность аюрведического врача состоит в приобщении людей, чистому и духовному образу жизни, он сам должен показывать пример такой жизни. Образ врача в аюрведической медицине — это образ святого мудреца, врачующего человеческие души. Аюрведа считает первопричиной всех болезней забвение Бога. Как говорится в аюрведическом тексте: «Врач обязан пробудить в сердце пациента Бога, а затем использовать травы и другие методы лечения». Врач Аюрведы должен быть не только врачом, но и глубоко верующим человеком. Чарак самхита говорит в этой связи: «Врач, не достигший внутреннего просветления или больше заинтересованный в славе и деньгах, а не в духовном развитии, никогда не будет хорошим практикующим врачом, поскольку не сможет указывать своим пациентам на цель жизни — познание Бога».

Западная медицина нового времени стремилась устранить из лечения религиозный аспект. Этот шаг был необходим для научного накопления и обобщения полученных данных, так как религиозные догмы, авторитарность и стремление подавлять инакомыслие не должны вторгаться в сферу знания, где требуется объективная оценка данных. Отделившись от религии, медицина превратилась в сугубо научную сферу знаний. С одной стороны, это привело к глубочайшим познаниям в области физиологии, генетики, вирусологии, онкологии и т. д. С другой — к коммерциализации медицины.

Исключив из рассмотрения духовный аспект, западная медицина утратила саму суть процесса исцеления, и, как следствие этого, извратилось само понимание болезни. Восточная медицина, в отличие от западной, утверждает, что страдание — это неотъемлемый компонент материального мира, помогающий пробудить наше сознание к более высшей реальности. Согласно Упанишадам, болезнь — это высшая форма аскетизма (тапасья), при помощи которой можно прикоснуться к истине жизни и существованию души.

В Аюрведе большое внимание уделяется самосовершенствованию и все лечебные меры направлены на то, чтобы способствовать прогрессу в духовной жизни. Аюрведа дает знание не только о том, как лечить болезни, но и о том, как различные аспекты жизни могут помогать или препятствовать духовному росту.

Гармоничные отношения с окружающей средой — это залог здоровья. Аюрведа описывает много режимов, направленных на то, чтобы достичь такой гармонии. Рекомендуемые действия включают медленное принятие пищи в располагающей, спокойной обстановке; использование арома- и цветотерапии; утреннюю гимнастику; натирание маслом; медитацию, йогические упражнения и многое другое. Начинающие вести такой образ жизни часто спрашивают, почему так трудно вести гармоничный образ жизни. Ответ прост: потому что мы еще не полностью пробудились в нашей духовной природе.

Человек привык жить чувствами и получать от жизни удовольствия. Создание гармонии требует отказа от такого образа жизни, несовместимого с духовным ростом. Практические методы Аюрведы и йоги помогают преодолеть чувственные заблуждения. Они поддерживают, а не «сжигают» нас.

Пробуждение самосознания — это сложный и мучительный процесс, требующий предельной откровенности в признании своих недостатков. Внутреннее самоочищение не бывает легким. Отказ от привычных ценностей жизни вызывает страх, раздражение и неверие в собственные силы. Это состояние можно сравнить с состоянием человека, преодолевающего наркотическую зависимость. Как же преодолеть себя, как не ошибиться в выборе своего пути? Существует много дорог, но, ни одна из них не может сравниться с дорогой, ведущей к непосредственному познанию Бога. В Аюрведе это познание достигается медитацией и молитвой. В тишине сознания постигается бесконечный свет Бога. Этот свет поддерживает нас и подвигает к решительным переменам в жизни. Чем ближе мы подходим к осознанию нашей божественной и духовной природы, тем больше сил обретаем для гармоничных действий. Для многих этот путь начинается с простой медитации, а заканчивается познанием истинной своей природы. Обретая чистое сознание, мы становимся едины с Богом.

В заключение хотелось бы сказать несколько слов об удивительной особенности Аюрведы. Будь вы православным, католиком, мусульманином или представителем иной религиозной концепции, учение Аюрведы не посягает на принципы и догматы вашей веры. Основная обязанность этого учения состоит в реализации вашего творческого потенциала. Человек, вставший на путь самосовершенствования, приходит к постижению единого начала всех религий — Бога.

 

 

 

 

 


© 2010. Все права защищены.

Публикация материалов сайта разрешена при условии ссылки на "Полезное знание"