Итальянский рынок труда каждый год пополняется новыми инвестиционными программами для бизнеса, которые привлекают граждан СНГ.
Стабильная структура экономики Италии – надежная основа, а лейбл “Made in Italy” – весомое подтверждение качества продукции. Даже помимо этого, тут хороший рынок для старта собственного дела: не нужно подтверждать доходность проекта для государства, высокие шансы построить рентабельный бизнес, а главное есть возможность открыть филиалы компании во всех странах Евросоюза. Именно поэтому, столько граждан стран СНГ, осуществляют иммиграцию в Италию.

Популярные бизнес направления среди иностранцев: ресторанно-гостинничный, сельское хозяйство, виноделие, пивоварение, торговля, уход за пожилыми людьми, франчайзинг. Несмотря на то, что более 80% итальянских компаний – семейные, иммигранты все активнее входят в местный рынок.
Дальше, вы узнаете, как иностранцу открыть бизнес в Италии, а также почему могут не пустить в страну и на что нужно ориентироваться, чтобы не “прогореть”.
Содержание
Популярные и выгодные бизнес-идеи в Италии
Заведения питания
Быстрый ритм жизни итальянцев заставляет их приспосабливаться к трапезе на ходу. Претендовать на большое внимание сбоку местных при открытии пиццерии или локальной пищи – не выгодно. Но удивить итальянцев изысками кухни своей родины, привлекательным интерьером, оригинальной подачей – стоит.
Фудтрак – передвижное кафе, один из способов “взять оригинальностью”. Наверное, все слышали о знаменитом Party Bus – клубе на колесах. Включая фантазию, можно обустроить Cafe Bus, в меню которого не только фастфуд и кофе, но и вино с сыром, смузи с вафлями и прочее.
Связанные с сельским хозяйством
Все итальянские гастротуры можно обеспечить одним бизнесом – фермой: выращивание продуктов для поставки в кафе, рестораны, магазины. Развернуть свою стратегию также можно опираясь на локальные движения. Например, healthy food – течение, по которому весь мир сходит с ума, может поднять рейтинги дела. Сторонники готовы платить больше, чтобы питаться здоровой пищей. В Законе о бюджете предусмотрены налоговые поблажки и гранты на этот вид деятельности.
Виноделие
В каждом итальянском доме есть маленькая винная коллекция.
Гостиницы
Акцент нужно делать именно на средние и большие гостиницы, обустроенные под туристов. Как уже говорилось, итальянцы “ходят к своим”, поэтому мелкие заведения занимают, в основном, здешние.
Торговля
Популярные товары: одежда, капсульный кофе, оливковое масло, продукция для рестораций и пиццерий.
– Спортивно-оздоровительные комплексы
СПА салоны, велнесс центры. Для расслабления и продления молодости тела, итальянцы готовы вложить немалые деньги в процедуры.
– Специализированная деятельность по уходу за пожилыми людьми, обустройство дома для престарелых
Италия – самая “старая” страна Европы. Спрос на уход за пожилыми людьми с каждым годом возрастает. А итальянцы платят за комфорт, даже на склоне лет.
Ремонт техники
Люди вкладывают деньги в технику больше, чем в одежду. Но если второе они могут дома залатать сами, то в первом случае – нуждаются в специалисте.
По франшизе
Хорошо развитое предпринимательство вызывает доверие все большего количества людей. Выгодным будет открытие даже малого бизнеса, который пользуется популярностью в стране/регионе, и не имеет франшизы за каждым углом.
На севере выгодно развивать такую деятельность: гостиницы, ресторации, ремонт, строительство, дизайн, сервисный центр. На юге больше ведут связанную с сельским хозяйством (доходность предприятий туристического бизнеса – 200-300%).
Но итальянцы очень придирчивы в выборе знакомых, ведь там укоренилась система “по-связи”. Они ходят к родственникам в рестораны, к друзьям в кафе, нанимают племянников на работу и долго присматриваются к незнакомцам. Поэтому, выучить итальянский и заводить связи нужно параллельно с открытием дела.
Что лучше купить или открыть фирму в Италии?
Вести предпринимательскую деятельность можно и не с нуля, а как вариант – купить фирму, выкупить долю, открыть собственное дело. Готовый бизнес может быть очень выгодным, поскольку успел “пожить” и заработать поклонников. Но итальянцы не особо хотят пересекать свою жизнь с иностранцами и либо вы найдете прогоревший вариант, либо придется глубоко копать.
На что необходимо обратить внимание, чтобы купить бизнес и не прогореть:
- Анализ последнего баланса
- Оценка стоимости фондов
- Тщательная проверка истории и юридических данных
- Информация об объекте в СМИ
Тут и есть главное отличие своего предпринимательства в Италии – независимость и убеждение в “чистоте” дела. Но для раскрутки потребуется не меньше сил. Впрочем, заработать статус можно и собственным напором – изучить рынок труда, особенности территории размещения, тренды. Главное оружие новичка – упорство.
Среди иностранцев наиболее популярно – последнее, это не только сохраняет финансы (предприниматель может работать в своем бизнесе, и нанять меньше работников), но и продвигает собственный бренд, который потом можно будет расширить в любой стране ЕС.
Как открыть бизнес в Италии иностранцу? Поэтапный алгоритм действий
Чтобы открыть компанию в Италии, нужно определиться каким идти путем: покупка существующей или создания собственной. В зависимости от этого, выбирается форма предприятия. Но следует знать, что Италия значительно отличается от Америки, в продажах: итальянские фирмы с трудом продаются незнакомцам. Следуя этому, стоит позаботиться о совладельце, который с помощью связей сможет организовать покупку и упростит сопутствующую волокиту с бумагами.
Для того, чтобы создать бизнес в Италии, необходимы:
- ВНЖ
- Бизнес виза
- Регистрация компании
Важно: открыть фирму возможно только по специальности (ресторан – повар), что нуждается еще и в подтверждении диплома.
Необходимые документы
Досье для визы:
- Заявление
- Нотариально заверенная копия трудовой
- Оригинал и заверенная копия банковской карты, информация о состоянии счета в банке
- Регистрация в налоговой
- Международная мед. страховка
- Заверенная копия загранпаспорта
Для каждого предприятия существует собственный пакет документов, который можно узнать в местных административных органах. Бумаги, помимо русской версии, должны иметь английский или итальянский перевод.
Выбор формы предпринимательства
- Открытое акционерное общество – самый дорогой тип бизнеса. SPA актуален для финансово независимых инвесторов. Вклад от 120 тыс. евро.
- Общество с ограниченной ответственностью – уставной капитал – от 10 тыс. евро. Ведение ООО нуждается в хорошем администрировании и составлении учредительного меморандума. SRL характерен для большой деятельности. Нюансы: фирма несет ответственность в рамках уставного капитала, что подвергает инвесторов большим рискам + сложная отчетность. Полная финансовая автономия учредителей от акционеров. Возможен один руководитель (вклад в компанию вместо 25% составляет 100%).
- Упрощенный тип ООО – стартовый капитал: 1 – 10000 евро. Не нуждается в нотариусе, оплате гербового сбора и в Торговую палату. Легализируется через регистрацию в коммерческом реестре.
- Инновационный стартап в форме ООО – принимает форму обычного, со льготами на найм сотрудников. Уплачивает единый походный налог.
- Полное товарищество – допускает наличие нескольких учредителей в администрировании, причем, доходы распределяется ровно в тех частях, как и их внесенная доля. Сложности SNC: в случае краха компании, партнеры несут неограниченную ответственность.
- Командное товарищество – предоставляет возможность заниматься только интересующимся делом: инвестирование, руководительство и т.д. Нюансы SAS: обязателен бизнес-партнер.
SNC и SAS облагаются льготным налогам и не требуют фиксированного уставного капитала. Обязательно один из учредителей должен быть резидентом страны.
- Индивидуальное предприятие – наиболее затребованный тип среднего и малого бизнеса среди иностранцев. Вкладчики II могут параллельно работать по найму и подвергаться выгодной системе налогообложения. Зачастую, они сами являются работниками собственной компании.
Чтобы определиться с ее видом, необходимо учесть финансовое положение и то, насколько инвестор хочет быть вовлеченным в дело.
Для начала предпринимательской карьеры наиболее подходит открытие индивидуального предприятия.
Оформление бизнес-визы в Италию
Не резидентам Италии, необходимо открыть визу D для бизнес иммиграции.
Для этого нужно:
- Анкета заявителя
- 2 фото 3,5 × 4,5
- Копии внутреннего и заграничного паспортов
- Справка о доходах
- Медицинская страховка
- Нотариально заверенная копия трудовой
- Справка о зарегистрированной компании
Стоит учесть такие моменты: цель въезда, аренда гостиницы или декларация гостеприимства от итальянца (европейца), владение медицинской страховкой на сумму от 30 000 евро, наличие необходимой суммы денег на счету. Виза выдается сроком от 3-х месяцев, действием до года. Продлить можно, написав заявление в итальянское ведомство по делам иностранных граждан (на итальянском).
Документы для получения визы необходимо подавать не ранее, чем за 3 месяца до поездки. Оформление занимает от 4-х рабочих дней. Стоимость оформления для граждан СНГ – от 35 евро.
Причины, по которым могут отказать в визе:
- Неточно указанная информация
- В действии бракоразводный процесс
- Нарушение визового режима
- Отсутствие необходимой суммы для пребывания в стране
- Судимость, розыск, нахождение под следствием
Сразу по прибытию, не позже, чем через 8 дней, необходимо оформить ВНЖ.
Как зарегистрировать компанию в Италии?
Этапы:
- Открыть в местном банке счет
- Завести в нотариуса уставные документы организации, книги для бухгалтерской отчетности
- Оплатить госпошлину
- Минимум за день до рабочего дня сотрудника, уведомить о его найме бюро труда
- Оформить лицензию на данную деятельность (если нужно)
Если резиденту сложно разобраться самому, стоит подумать о поиске бизнес посредников. После оплаты (220 евро) и проверки документов, компанию заносят в реестр Торгово-промышленной палаты.
Налогообложение
Поскольку предприниматель – резидент, он ведет дело с налоговой службой, а не миграционной.
Налоги в Италии делятся на:
- Федеральные на прибыль
- Региональные на прибыль
- НДС – 22% (книжная продукция – 4%, продовольствие – 10,5%)
Например, ООО заплатит 27% налог от прибыли (24% налога IRES, 3,9% – IRAP).
Стоит ли открывать бизнес в Италии?
Итальянская система налогообложения – сложнейшая в Евросоюзе. Тем не менее бизнес вести тут более чем выгодно. Предприниматель может вложиться как в малое дело, так и наоборот. При этом, как почти все европейцы, он имеет возможность официально работать в своей же фирме.
К минусам ведения бизнеса в Италии иностранцам можно отнести только одно – “родственные связи”. Итальянцы неохотно доверяют чужим и даже на работу предпочтут нанять племянника, вместо квалифицированного незнакомца. Но изучив традиции, культуру и надобности отдельного региона, для россиян, украинцев и других граждан СНГ будет более, чем легко вести бизнес. Стоит помнить, что иностранцы ищут маленькую арену для развития, в то время когда в Италии открыта большая.


