Интересно
Гуруджи Ашвани Нигам - гуру радости
Гуруджи Ашвани Нигам приехал из Индии 16 лет назад, чтобы преподавать народный танец катхак в культурном центре при индийском посольстве Москвы. Он должен был три года учить русских танцевать, а потом - вернуться домой. Но, как это часто бывает, все планы нарушила женщина - одна из лучших студенток Гуруджи. Вскоре она стала его женой и хореографом в собственном театре Ашвани Нигама «Таранг». Обычно они выступают и гастролируют вместе, но в этот раз на Второй Всемирный форум йоги в Санкт-Петербург Гуруджи приехал один.
- Гуруджи, как Вам кажется, интересен ли индийский танец тем, кто пришел на форум йоги?
- На этом фестивале людям важнее йога, и мало кто соединяет ее с танцем. К сожалению, многие понимают йогу очень узко и занимаются только одной ее стороной. Но у йоги и танца одни корни, связывающие их. Я считаю, йога - это тот же танец, но в очень медленном темпе. Именно поэтому некоторые люди не могут заниматься йогой: она слишком медленная для них. Ритм и темп танца сам по себе дает энергию, йога же требует, чтобы вы сами зажигали себя. Я сам занимался йогой в молодости, но сейчас у меня нет времени для занятий. Я практически с утра и до вечера танцую, танцую, танцую. Кушаю и танцую, кушаю и танцую. (Смеется).
- Как я понимаю, танцуете Вы уже давно в собственном театре? Как так получилось?
- В России я долго наблюдал такую ситуацию: было очень много талантливых, но малообеспеченных людей, которые не могли себе позволить поехать в Индию. Ими зачастую руководили люди менее талантливые, но богатые, которые обучались в Индии, привозили оттуда дипломы и кичились ими. Мне захотелось открыть здесь школу для по-настоящему талантливых людей, которые могли бы получать диплом, признание и сертификаты на право преподавания, не выезжая для этого в Индию. И я договорился открыть здесь официальный филиал университета «Пра-яг Сангит Самити» с удаленным обучением. Каждый год у нас проходит экзамен по теории и практике. Принимать экзамен приезжают учителя из Индии, они проверяют качество танцев, качество движений и оценивают способности учеников. Чтобы сдать теорию, надо знать термины, названия движений, историю Индии, религию, мифы, традиции... Еще надо уметь петь и играть на инструментах. Есть литературный экзамен, на котором проверяется знание всех песен и текстов. Это совершенно обычный экзамен, ведь у нас в Индии практикуется комплексное обучение. К тому же, танцорам нужно многое, что полноценно развиваться.
- И как русские справляются с таким комплексным обучением?
- Многие получают «двойки», многие «пятерки». Кто-то уже два года «двойки» получает. Но все стараются, так что рано или поздно все получается.
- Многие иностранные танцоры-учителя говорят, что русские очень зажатые. Что Вы скажете?
- Да, это так. Русские в большинстве своем очень зажатые, очень замкнутые. Но это все вполне объяснимо. Россия видела тяжелые времена. Все трудности, все войны сделали людей твердыми, как камень. Они испытывали сильную боль - физическую и душевную - и нужно было выработать силу и стойкость, чтобы преодолеть ее. Тогда никому не интересно было показывать эмоции, надо было быть твердым. Это, знаете, как если какие-то мышцы долго не используют, они слабеют, или вовсе атрофируются. Это процесс эволюции. Умение выражать эмоции не имело смысла, поэтому потихоньку если не исчезло, то ушло глубоко внутрь. Удивительно, но это передалось даже потомкам, которые живут сейчас, в мирные и более-менее спокойные времена. Но потихоньку люди начинают оттаивать, открываться, становятся более эмоциональными, как и должно быть.
- Как Вы помогаете таким людям на своих занятиях?
- Это очень сложно сделать быстро. Но, в то же время, нельзя пройти под дождем и не намокнуть. Даже если человек стал твердым, как камень, он не может оставаться таким, если проходит через танец. Проходя через мои занятия, через меня самого, люди открываются. Понемногу они начинают расслабляться, общаться, они учатся показывать разные эмоции, делиться настроением. На это нужно время, понимание и доверие. Вы говорите о своих эмоциях и чувствах не всем подряд, вы говорите тем, кому вы доверяете. В студии студент должен доверять своему учителю. Только тогда он покажет нужную эмоцию. Вот начался урок, девушки начинают танцевать, я подхожу к одной, говорю: «Ты чего такая злая?». «Ой, Гуруджи, меня муж ругал...» «Ну, муж ругал. Если муж ругать не будет, кто будет? Давай лучше попрактикуем разные эмоции. Вот покажи, как ты злишься на него. А теперь радуйся, пробуй улыбаться». И получается, что сначала человек искусственно вызывает эмоцию и вкладывает ее в танец, а потом танец помогает ему вызывать эту эмоцию в нужный момент. Я всегда говорю: «Когда вы танцуете, улыбайтесь! Хочется вам, не хочется - улыбайтесь! Что у вас внутри сейчас - не важно, все равно улыбайтесь». Когда вы улыбаетесь внешне, внутри тоже рождается радость. Во время танца вы теряете всю злобу и расслабляетесь. Танец помогает во время стрессов и вообще много от чего помогает. Вы знаете, болезнь рождается в голове. Если в голове нет болезни, то и тело будет здорово. Танец дает именно этот эффект: он выгоняет все плохие мысли из головы, и телу становится хорошо. Конечно, после занятия вы можете опять уйти в свои проблемы и погрузиться в депрессию, но это зависит только от вас: сколько энергии вы можете взять, сколько сил и как долго вы сможете сохранить.
- К вам больше ходят женщины или мужчины тоже?
- К сожалению, у меня только один парень, а все остальные - девушки. Женский коллектив...
- Почему же «к сожалению»?
- Потому что танец - это от природы скорее мужское занятие. Когда какая-нибудь птичка садится на ветку, самец тут же начинает себя показывать, привлекать ее. Он прыгает с одной ветки на другую, он распушает хвост, он танцует! Танцует для женщины. Изначально в Индии танцевали только мужчины. Танец был инструментом медитации, развития. Потом для своего развлечения мужчины придумали, что женщин тоже надо научить танцевать - этих женщин называют «апсары». Они будут развлекать мужчин в раю, и танцевать для них. Но изначально танец создал бог Шива - мужчина. Танец требует много энергии, много сил. Женщины по своей природе - не сильные, они нежные и красивые, но не сильные. Поэтому считается, что танец - дело мужское, но когда мужчина хочет развлечься - для него танцует женщина. К сожалению, люди сейчас перестают жить духовно, поэтому на первое место для них выходят развлечения. Мужчины стали танцевать мало, а женщины - много. Есть и другая причина - сейчас стало сложнее обеспечивать семью, поэтому мужчины тратят на это все силы и время.
- Но мужчины сейчас не то, чтобы не успевают танцевать - они просто не хотят. Они говорят «парни не танцуют»...
- Я принципиально не согласен с такими людьми. Так говорят те, кто танцевать не умеет и стесняется. Они и создают это мнение. Они говорят: «Это не мое дело». А что тогда «твое» дело? Любое дело может быть не для вас, если вы не хотите. А кто говорит, что это не мужское дело, неправ вдвойне, потому что мужчина - это тот, кто умеет все. Танец - это искусство для всех. Человек есть развитое существо, он умеет все, независимо от пола. Главное - захотеть.
Евгения Авраменко
|