Психология / Саморазвитие Свами Вишнудевананда: приключения святого-авантюриста Свами Вишнудевананда (1927-1993) является одним из самых известных учеников и преемников великого гуру Шри Свами Шивананды Махараджа из Ришикеша. ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ Свами Куттан Наир родился в штате Керала Южной Индии 31 декабря 1927 года. Еще ребенком Вишнудевананда демонстрировал огромную силу воли и решительность. Его мама Мата-джи (позже приняла обет отречения - саньясу - у Свами Шивананды) вспоминала о целеустремленном характере своего сына: «Если мальчик чего-то хотел, то остановить его было практически невозможно». Так, имея непоколебимое желание учиться, пятилетний ребенок ежедневно ранним утром уходил в школу за пять миль от дома через джунгли, возвращаясь поздно вечером. Не имея денег для оплаты высшего образования, но испытывая огромную тягу к знаниям, Вишнудевананда вступил в ряды войск индийской армии, чтобы одновременно со службой получить техническое научное образование. Однажды во время службы в армии, обыскивая корзину для бумаг в поисках утерянного документа, воспитанник военной академии нашел брошюру Свами Шивананды «20 духовных инструкций». Первая инструкция звучала так: «Одна унция практики лучше, чем тонны теории». Практичность и глубокая сила этих простых слов заставили Вишнудевананду сразу же выехать в 36-часовой отпуск в город Ришикеш, расположенный в Гималаях, чтобы лично встретиться со Свами Шиванандой. Даже такой короткий визит оставил столь глубокое впечатление в его сердце, что не оставалось другого пути, как оставить армию и как можно скорее вернуться к Мастеру ОБУЧЕНИЕ У ВЕЛИКОГО СВАМИ ШИВАНАНДЫ Во время второго визита в Ришикеш молодой ученик получил первый урок от своего будущего наставника Свами Шивананды: юный гордец-армеец прятался за углом дома, стесняясь поклониться великому Учителю, и Мастер не заставил себя ждать, совершив земной поклон перед стопами юного студента, демонстрируя великий урок смирения и покорности. Свами Шивананда пригласил его остаться в своем ашраме и стать йогом, а Вишнудевананда спонтанно ответил: «Да». Первое задание, которое он получил в ашраме, - это отгонять палкой обезьян от сушащихся на солнце фруктов, а вечером собрать грязную одежду у всех жителей ашрама, постирать и высушить ее. Это был огромный удар для его эго, он едва сдержался, чтобы не сбежать из ашрама. Он был благородного происхождения, относился к касте кшатриев (воинов, правителей) и вообще не привык стирать, а уж тем более за людьми низкого происхождения. Но тяжелая и, как правило, грязная работа стала его основным занятием на долгие годы. Его Мастер учил: «Развивай в себе горячее стремление к бескорыстному, самозабвенному служению. Люби всех. Служи всем. Будь терпелив и щедр по отношению ко всем. Служи Господу, пребывающему во всех. В наше время многие вставшие на духовный путь предпочитают выполнять приятный труд, будь то писательство, подготовка и выполнение религиозных церемоний, библиотечное дело или менеджмент. Им претит такая работа, как ношение ведер с водой, рубка дров, мытье посуды, стирка, уборка, уход за больными. Исполненные гордыни, они считают такие занятия недостойными. Таким людям нужна строгая дисциплина и подготовка. Будь они моими учениками, я бы назначил им выносить судно из-под больных в течение года, потом - год мытья посуды и еще год уборки помещений и стирки одежды больных. Только тогда они были бы готовы к медитации. Если пытаться развить интерес к работе, которую твой ум недолюбливает, то позже любая работа придется по душе. Это - верный способ укрепить силу воли». Практическое постижение этих наставлений заняло у него годы. Через несколько лет, когда Мастер увидел, что ученик готов к медитации, он позвал его и сказал: «Я хочу, чтобы ты преподавал хатха-йогу (упражнения и дыхательные техники) ». В 1948 году он отрекся от всего мирского и принял саньясу (строжайший монашеский обет на всю жизнь) в благоприятное время ночи Махашиваратри, тогда ему и было дано имя Свами Вишнудевананда. Он с благословением своего Учителя и его братом в Боге Чинмайянаданой Свами (также ставшим впоследствии очень известным гуру), который принял саньясу с ним в один день, отправились в Уттар Каши, прекрасное уединенное место выше по течению Ганги, известное тем, что многие духовные искатели жили там, погруженные в духовные практики. Там молодой Свами поселился в маленьком доме и занялся практикой йоги: асанами (упражнениями), пранаямами (дыхательными техниками), медитациями - и совершал регулярные омовения в Ганге, которая текла совсем рядом. Он практиковал по 16 часов в день. Однажды к нему издалека пришла пожилая пара. Мужчина был очень болен, но, узнав о его духовных подвигах, они пришли за излечением, он был их единственной надеждой. Свами не был врачом, но он знал силу позитивного мышления и молитв. Он вошел в свой дом, налил в стакан воды и немного молока, добавил священного пепла, прочитал специальные молитвы и дал мужчине. Очень скоро ему стало лучше, и они с супругой легко вернулись к себе в деревню. Через 3 месяца Свами вернулся в ашрам. Его переполняла творческая энергия. Учитель посмотрел на него и сказал: «Я вижу, твоя энергия Кундалини поднялась: когда это случается, ум наполняется вдохновением». Через какое-то время Свами стал секретарем своего Учителя и много времени выполнял его личные поручения. Однажды тот намекнул ему, что его гордыня увеличилась, - тогда он немедленно оставил это служение и с благословения Учителя на год стал путешествующим монахом - ходил по деревням, служил людям, медитировал и питался только тем, что ему подадут. Несколько раз он чуть не умер от голода и обезвоживания. В течение десяти лет под руководством Свами Шивананды молодой саньяси постигал все аспекты древнего искусства йогов. Он быстро прогрессировал и исключительно успешно продвигался по пути хатха-йоги, самоотверженно и бескорыстно служа людям. Однажды Свами Шивананда пожаловал молодому йогину 10 рупий (меньше 1 доллара США) и благословил его путешествовать и нести великое учение йоги и Веданты на Западе. «Люди ждут», - вот что сказал Мастер ученику. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЙОГИ НА ЗАПАДЕ Полный энергии и энтузиазма, молодой йогин отправился в дальние страны, чтобы исполнить волю Мастера. Первым шагом Вишнудевананды на пути распространения древнего искусства йоги вне Индии стал остров Цейлон, где ученица Свами Шивананды помогла молодому преподавателю организовать курсы для всех желающих. Классы хатха-йоги проходили с большим успехом, ученики видели в своем молодом преподавателе огромную внутреннюю силу, чистое сердце и искреннее желание поделиться знаниями. Затем Свами полетел в Сингапур, где должен был вести курсы хатха-йоги, организованные участниками Общества Божественной жизни Шивананды (Divine Life Society). Согласно договоренности, несколько друзей Мастера приехали за Свами в аэропорт. Встречающие внимательно оглядывали толпу пассажиров из Индии, стараясь не пропустить «серьезного мужчину средних лет», как, по их мнению, должен был выглядеть Вишнудевананда. К всеобщему удивлению, единственным пассажиром, который остался в зале, был юноша, облаченный в шафрановую одежду. Легкой походкой он приблизился и обозначил себя: «Свами Вишнудевананда». Хотя молодость преподавателя йоги часто смущала окружающих, глубокая преданность древнему учению и стремление служить Мастеру и миру всегда помогали ему с большой увлеченностью проводить занятия и заинтересовывать учеников продолжать практику самостоятельно. После Сингапура последовали Малайзия, Индонезия, Австралия, Гонконг, а затем Гавайи. Накопленный преподавательский опыт помог Вишнудевананде закончить свою книгу «Практическое руководство для студентов йоги» и опубликовать ее в Гонконге. Австралия стала первой страной «белых людей» для Вишнудевананды, где в разных городах он проводил обучающие программы, посещаемые большим количеством студентов. Открытый характер и искреннее желание служить людям помогали Свами Вишну с легкостью находить друзей в разных странах. В Индонезии он встретил семейную пару Модик - американцев, служивших в американской дипломатической службе. Пол Модик излечился от рассеянного склероза, занимаясь хатха-йогой, поэтому был очень рад помочь Свами организовать йога-центр в этой стране. Главе индонезийской полиции - г-ну Суканто повезло посетить ашрам Свами Шивананды в Ришикеше, и он был настолько впечатлен учением и жизнью Мастера, что попросил Свами Вишну провести классы хатха-йоги для всего полицейского департамента в своем городе. Вскоре Вишнудевананда планировал отправиться в Америку. Хотя он не умел водить машину, в знак благодарности г-н Суканто вручил ему водительские права со словами: «Все в Америке должны иметь водительские права». Движимый заветами Мастера, Вишнудевананда прибыл в США для осуществления своей миссии. Незамедлительно йога-классы были организованы в Сан-Франциско. Для удобства передвижения Свами решил научиться водить машину, поэтому провел целый день, осваивая искусство вождения на заброшенной парковке. Со свойственной ему настойчивостью он быстро научился управлять машиной на холмистой дороге и даже проезжать через Бэй Бридж, огромный мост через залив Сан-Франциско. Теперь он сам мог перемещаться между городами, а курсы хатха-йоги начались и в Лос-Анджелесе. Вскоре медики Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA) заинтересовались индийским йогом, обладающим исключительной физической формой, а также искусством выполнения сложных йогических техник, и сделали его объектом своего пристального изучения. Почти ежедневно множество инструментов и приборов измеряли силу мускулов, пульс, изменение температуры преподавателя йоги во время выполнения различных дыхательных упражнений и медитаций. За медицинские исследования платили 50 долларов в день, что казалось огромной суммой денег в то время. Будучи любознательным, Вишнудевананда жаждал узнать об образе жизни западных людей, их интересах, пристрастиях и привычках. На деньги, полученные от медицинских исследований, он приобрел старый «паккард» и начал свое американское путешествие, двигаясь на Восток. В машине всегда были вода, орехи и фрукты. Совершая свою дальнюю поездку, он всегда был полон сил и останавливался на обочине только для сна. Это путешествие позволило Свами увидеть большую часть страны, а также познакомиться с жителями Америки и узнать их образ жизни. Проведя некоторое время в США, Свами Вишну отметил, что американцев интересовало только два вопроса в жизни: «Как сбросить вес» и «Где припарковаться?» Люди были настолько поглощены житейскими заботами, что не обращали внимания на образ жизни, который ведут, на то, как питаются, и даже не знают ни одного способа расслабиться. Используя свои знания и накопленный опыт, Вишнудевананда разработал теорию и практику йоги для западного человека, основанную на 5 ключевых принципах: • Правильное дыхание (пранаяма). • Правильное расслабление (шавасана). • Правильное питание (вегетарианство). • Позитивное мышление и медитация. Эта практическая философия позволила огромному числу людей изменить свой образ жизни, стать более здоровыми и счастливыми. Для развития и продвижения учения йоги на Западе Вишнудевананда рассматривал возможность открытия штаб-квартиры в Нью-Йорке, тем более что классы и семинары становились все более и более популярными в США. Свами давал уроки хатха-йоги во многих местах, а также читал лекции в Карнеги-холле. Через 6-8 месяцев после приезда в Нью-Йорк дела шли как нельзя лучше. Однако некий «доброжелатель», владелец модной йога-студии для богатых людей, решил, что движение Вишнудевананды мешает его бизнесу, и отправил властям уведомление о нарушении Свами иммиграционного законодательства. Расследование показало, что туристическая виза не позволяет Свами Вишну учить и давать лекции в США. Он уехал в Монреаль, чтобы привести в порядок свой иммиграционный статус, а классы хатха-йоги продолжились в США под руководством его лучших учеников. Неунывающий характер всегда помогал Вишнудевананде выходить из самых сложных жизненных ситуаций. Не отчаиваясь и не теряя времени, Свами начал работать над книгой «Полное иллюстрированное руководство по йоге». Один из его студентов заключил контракт на публикацию будущей книги по йоге с местными издательствами и авансом получил 200 долларов, так нужных голодающему автору. Позже Свами скажет: «Те 200 долларов буквально спасли мне жизнь и помогли создать Шивананда Йога Веданта центры по всему миру». Первый центр, где проходили классы хатха-йоги, был организован в Монреале на улице Стенли Стрит. Свами был очень любим учениками за его доброту преподавательский талант и искреннее стремление поделиться самыми сокровенными секретами йоги. Свами Вишну обладал такой сильной энергетикой, что в его присутствии любой новичок выполнял стойку на голове с первого раза. Центр йоги процветал, но даже в условиях высокой занятости Вишнудевананда ездил повидаться с Мастером в Ришикеш. К сожалению, Свами Вишну не смог быть с Мастером в последние минуты его жизни, поскольку в 1963 году он находился в Канаде, когда 14 июля получил телеграмму из Ришикеша, извещавшую о кончине Мастера Свами Шивананды. Ночью 17 июля 1963 года Вишнудевананда проснулся от зовущего его знакомого голоса: «Свами Вишну, просыпайся». Поскольку никого не было рядом, он подумал, что голос принадлежал одному из обитателей йога-лагеря, и попытался снова уснуть. Однако очень четко послышался тот же голос, обращавшийся к нему по имени: «Вишну Свами!» Вишнудевананда осознал, что не кто иной, как Мастер, пришел, чтобы поддержать его и уверить, что он не бросил своих учеников. «Я всегда с тобой», - сказал Мастер. Вишнудевананда оставался в глубокой медитации до самого утра. Он полностью осознал, что между Мастером и его последователями нет никаких барьеров во времени и пространстве. Следуя наставлениям Мастера в рамках миссии распространения учения йоги и философии Веданты, Свами Вишну открыл множество йога центров и ашрамов по всему миру. Первый йога-лагерь был организован в 1961 году в живописном поселке Св. Ипполит, что в провинции Квебек. Идея организации выездных занятий йогой пришла к Вишнудевананде, когда он заметил желание людей уехать из города, чтобы отдохнуть на свежем воздухе вдали от мегаполиса. К удивлению Свами, западные люди в аскетичных условиях с радостью практиковали асаны, спали на полу и принимали холодный душ. Люди были готовы и жаждали духовного знания, обладали большими силами, но в то же время им не хватало дисциплины. Свами Вишну решил, что некоторые йога-центры нужно создавать вдали от городской суеты. Однажды во время медитации Свами увидел яркий свет и непреодолимую силу, зовущую в сторону Валь Морана. Именно там летом 1963 года был организован лагерь для занятий йогой. В 1967 году Свами Вишну основал Шивананда йога ашрам, расположенный на четырех акрах нетронутой тропической природы в Нассау на Багамах. Третий ашрам был основан у подножия Сиеррских гор в Калифорнии. В феврале 1978 года Свами Вишну основал Шивананда йога ашрам в Неййяр Даме, штат Керала, Южная Индия. Это центр представляет собой первый шаг на пути осуществления мечты Свами оживить древнее учение йоги на родной земле, в Индии. Свами Вишну был очень интересующимся, разносторонним человеком, открытым к общению. В феврале 1965 году он находился на острове Нассау, где известная в то время группа «Биттлз» участвовала в съемках музыкальной комедии Help! Вишнудевананда встретился с музыкантами и подарил каждому из них свою книгу «Полное иллюстрированное руководство по йоге». Ринго Стар пролистал книгу, прокомментировав: «Я с трудом стою на своих ногах, так что лучше оставить мою голову в покое». Джордж Харрисон заинтересовался и задал Свами много волнующих его вопросов. Вишнудевананда был удивлен глубиной познания музыканта и отметил, что Джордж имеет йогические самскары (впечатления прошлых жизней). В этот же год обстоятельства свели Свами Вишну с Джорджем в Лондоне, когда оба они желали помочь хиппи, выселенным из своих домов и ищущим прибежища на заброшенном острове. Остров оказался совершенно непригодным для жизни, так как находился вне территории Ирландии и не имел источника воды. Хотя идею переселения на остров оставили, хиппи так прониклись учением Вишнудевананды, что организовали первый Шивананда йога центр в Лондоне. Толчком к столь раннему успеху Свами послужила публикация книги, ставшей впоследствии бестселлером (одна из лучших книг, посвященных йоге, пранаяме и гармоничной жизни в целом, недавно она была издана и на русском), а также организация курсов подготовки преподавателей йоги, известных всему миру. Вишнудевананда учил, что «общество можно изменить тем же способом, как из хлопковой рубашки сделать шелковую - нужно заменить нитку за ниткой». С 1969 года, когда был проведен первый учительский курс в Валь Моране, более 26 000 преподавателей йоги были обучены основам Веданты и йоги в центрах, основанных Свами Вишну. С каждым годом все больше и больше воспитанников ашрамов и центров по всему миру несут свет учения йоги по всему свету. Также Вишнудевананда написал множество замечательных книг, многие из которых тоже стали бестселлерами, например «Медитация и мантры» и др. МИРОТВОРЧЕСКАЯ МИССИЯ Свами Вишнудевананда является заразительным примером энтузиазма и бесстрашия в борьбе за мир, приверженности своей истинной цели. Продвигая миротворческую миссию, часто с риском для жизни, он совершил большое число отважных поступков ради мира и объединения людей. Смастерив паспорт гражданина мира, содержащий в себе символику большинства религий и стран, Свами заявил: «Настало время моей миссии убрать все границы. Необходимо символически продемонстрировать, что наша планета очень мала. Что пришло время исчезнуть любым проявлениям вражды и агрессии на национальной почве, только единство должно существовать». Еще на заре своей преподавательской карьеры Свами Вишну много времени путешествовал между США и Канадой, поэтому решил самостоятельно освоить искусство управления маленьким самолетом и сократить расходы на перелеты. Впоследствии сам же смеялся над абсурдностью идеи «экономии на билетах». Тем не менее, Свами не только прекрасно научился летать, но и разобрался с внутренним устройством аппарата. Одна из его учениц, имевшая честь путешествовать с ним по миру, вспоминала, что где бы ни был Свами Вишну, он никогда не тратил времени зря. В одном из полетов он попросил ее держать штурвал аэроплана в течение двух часов, пока спал, чтобы восстановить силы. За несколько минут до начала посадки он проснулся, потянулся и, выглядя очень отдохнувшим, взял штурвал и посадил самолет. Ученица долго не могла прийти в себя после первого в ее жизни опыта вождения самолета. В 70-х годах на своем самолете Piper Apache, разрисованном американским художником Питером Максом, Свами совершил полеты над самыми опасными территориями, где происходили вооруженные конфликты. Пролетая над зоной конфликта на разноцветном самолете, Свами призывал к миру, разбрасывая листовки с призывами к миру и цветы. Все его миссии были столь отважными и дерзкими, что с легкостью привлекали внимание мировой прессы, обнажая все безрассудство войн и конфликтов. Свами пролетел над Египтом, Израилем, Пакистаном, Индией и Северной Ирландией. Первый полет состоялся в октябре 1971 года, когда, вылетев из Бостона (США), Свами Вишну в компании актера Питера Селлерса перелетел через весь Атлантический океан на своем двухмоторном «Самолете мира» и приземлился в Белфасте, Северная Ирландия. Затем Свами пролетел из Европы в Тель-Авив над Суэцким Каналом - территорией военных действий. Израильские истребители окружили его маленький цветной самолет. «Атакуя» своими мощными выхлопами, они приказали ему садиться: у них был приказ сбивать любой объект, появляющийся в небе над зоной конфликта. В ответ Вишнудевананда «бомбардировал» их миром и любовью: он открыл окно, высунулся в него и стал, улыбаясь размахивать цветами. На другой стороне Суэцкого канала история повторилась с египетскими военно-воздушными силами. Здесь его заставили приземлиться. Свами и второй пилот израильтянин были арестованы. Перспектива быть арестованным и попасть в тюрьму вовсе не пугала Свами - наоборот, он видел в этом прекрасные перспективы проведения времени в медитации. Вскоре египетские власти осознали цель полета Вишнудевананды и выпустили обоих пилотов, кроме того, приветствовали их миротворческую миссию. В 1977 году, восхищаясь смелостью Свами Вишну, президент Египта Садат совершил полет во имя мира в обратном направлении из Каира в Тель-Авив. В 1983 году, рискуя жизнью намного больше, чем обычно, Свами Вишну совершил легендарный полет над Берлинской стеной на открытом сверхлегком самолете. Полет состоялся на рассвете, горизонт был затянут плотным туманом, моросил дождь. Свами удалось остаться не замеченным пограничными силами обеих республик. Пролетев границу разделенной Германии с запада на восток, его самолет приземлился на сельскохозяйственное поле одного фермера на территории ГДР! Чтобы предать огласке в СМИ свое сообщение, призывающее к миру и единству всех людей, Свами вместе с фермером и другими жителями заявили властям о полете и нарушении границ. Вишнудевананда заявил, что его маленький самолет преодолел Берлинскую стену, одно из многочисленных препятствий на пути к миру - так же и дух человека преодолевает искусственные барьеры, неся любовь и мир для всех. Немедленно после пересечения границы ученики Свами послали мировым лидерам телеграмму: «Сегодня Свами Вишнудевананда успешно совершил полет во имя мира над стеной, разделяющей западный и восточный Берлин. Посредством этого поступка он демонстрирует, что только человек творит границы, отделяющие Восток от Запада, нацию от нации, человека от человека. Только когда мы осознаем единство всего человечества, появится надежда на мир во всем мире». За несколько минут до прибытия спецслужб и пограничников Свами вылетел обратно. В этом же году Вишнудевананда организовал марш мира перед Берлинской стеной, проведя за собой по раскаленным углям около 60 человек, включая священника англиканской церкви. Это был один из многих удивительных поступков, совершенных монахом для предотвращения угрозы всемирной атомной войны и искоренения враждебности между странами. Когда человеческий дух подкреплен верой и бесстрашием, то обладает огромной силой преодолеть «огонь» любых жизненных ситуаций. Свами Вишну был искусным дипломатом, ярким лидером и незаурядным изобретателем. В 1984 году он снарядил лондонский двухэтажный автобус «Йога ради мира» и отправился в путешествие из Европы в Турцию. Проехав через Иран в Пенджаб, Свами Вишну выступил посредником в переговорах между лидерами индийских и сикхских группировок в Амритсаре. Спустя несколько дней Свами организовал фестиваль «Йога за мир», в котором приняли участие более 2000 человек, желающих поддержать его миротворческую миссию. Полный любви к человечеству, Вишнудевананда не боялся путешествовать в самые горячие точки мира. В 1989 году в компании своих студентов йоги он проехал военизированный пост в городе Калькалья, расположенном на Западном берегу реки Иордан. Ближневосточный конфликт накалял обстановку в городе, и не было никакой уверенности в безопасности данного мероприятия. Вооруженные автоматами израильские солдаты охраняли территорию, располагаясь вдоль улиц города на коротком расстоянии друг от друга. Тем не менее миротворцы припарковали машины и вышли на улицы города. Вишнудевананда попросил своих учеников раздавать каждому встречному человеку цветы и листовки с призывом о мире. Если человек не понимал английского языка, Свами брал его за руку и пристально смотрел в глаза, все было понятно без слов. Он внимательно, с любовью и сочувствием выслушивал переживания жителей города и мягко говорил с ними о необходимости диалога между израильтянами и палестинцами. Вся активность имела мистическое воздействие: вскоре после его появления военные конфликты значительно уменьшались или прекращались совсем, подписывались мирные договоры, была разрушена Берлинская стена и т. д. Это напоминает подобные случаи из истории России: например, когда Сталин понял, что нет никакой возможности отстоять Москву, он открыл церкви и приказал на самолете облететь Москву с иконой Божьей матери, и только после этого враг был остановлен. Свами Вишнудевананда никогда не боялся говорить о том, во что верил. Он многократно выступал на публике. Когда пресса не одобряла его мнение, он просто покупал рекламное место в газетах и информировал людей о своих взглядах на тот или иной вопрос. Таким образом, он часто публиковал в прессе свои письма и одобрение многих мировых лидеров, которые, по его мнению, работали во имя мира. Например, он выразил свое почтение Никсону и Киссинджеру, способствовавшим прекращению огня на Ближнем Востоке, он поддержал Индиру Ганди, которая потеряла контроль над правительством, пытаясь укрепить индийскую свободу и государственность. С целью объединения всех людей вне зависимости от вероисповедания, Свами Вишну созвал «Конференцию религий» в Валь Моране летом 1969 года. В числе присутствующих были такие знаменитые духовные лидеры, как Раввин Гельберман из Малой синагоги Нью-Йорка, Свами Чидананда (Миссия Божественной жизни), Венкатешананда, Шиванпремананада, Сатчидананада (основатель Института интегральной йоги), Сахаджананада (директор Южно-африканской миссии Божественной жизни) и Пранаванада (из Куала-Лумпура). Участники обменивались всевозможными практическими и философскими аспектами и практиками для совместной миротворческой деятельности. Свами Вишну был очень находчивым и предприимчивым человеком. Так, в качестве благостной альтернативы рок- фестивалям, популярным в 70-х годах, в августе 1970 года Свами Вишну организовал «Музыкальный йога-фестиваль во имя мира». Несколько тысяч участников лицезрели известных индийских танцоров и музыкантов. Поддержать событие приехали Равви Шанкар, Али Акбар Хан, Балачандран. Заключением фестиваля был проход целого курса преподавателей йоги во главе со Свами по раскаленным углям. Участники в течение нескольких недель постились, соблюдали обет безбрачия и очищались. Все они были обычными американскими студентами, в большинстве своем даже не допускавшими мысли, что такое возможно. Однако сила совершенных аскез помогла с легкостью совершить «кажущееся невозможным» чудо. Вишнудевананда создал организацию «Истинный мировой порядок» для достижения мира без границ, где равенство, справедливость и любовь ко всему человечеству являются основой общества. Свами Вишну принес крепкое здоровье и внутреннее спокойствие, приобретаемое благодаря практике йоги, в жизни многих тысяч людей - представителей различных религий и национальностей. С любовью и мужеством он внес огромный вклад в распространение философии и практики йоги на Западе. Вишнудевананда стал организатором большого числа фестивалей, конференций, симпозиумов и мировых турне, целью которых был призыв к миру и взаимопониманию. Он был истинным новатором и пионером в распространении учения йоги и Веданты, которое он принял от своего Гуру Свами Шивананды из Ришикеша в Гималаях. Он служит воплощением практической мудрости и динамизма учений своего Мастера. Оставил этот мир он в 1993 году значительно пережив все даты смерти, предсказанные ему ведическими астрологами и хиромантами. Он несколько раз попадал в серьезные аварии, после самой тяжелой из которых, в 1990-м году он утратил способность передвигаться. У него полностью отказали почки и были серьезно повреждены внутренние органы, но все заметили, что идущее от него сияние значительно увеличилось. Несмотря на тяжелейшие физические страдания, он всегда излучал радость и спокойствие, продолжая с юмором общаться и давать наставления ученикам. В 1993 году он отправился в свою последнюю поездку в Гималаи и, будучи там, попросил отвезти его в больницу. По условиям страхового полиса, если он умирал в больнице, то страховая компания должна была выплатить большие деньги. Эти деньги он завещал на благотворительные цели. Попав в больницу и будучи окруженным различными приборами, он улыбнулся всем, закрыл глаза и, повторяя Святые Имена, погрузился в медитацию. По его просьбе ему не устраивали пышных похорон - его тело опустили в Ганг, в том месте, где он когда-то жил и занимался глубокой духовной практикой. Он не хотел, чтобы место его захоронения стало объектом поклонения, считая, что поклонения достоин только его Учитель. Он создал по всему миру десятки центров, где людей учат гармоничной жизни, а тем, кто готов к серьезным духовным поискам, помогают в изучении классической Веданты. «Вся Вселенная слагаема из бесконечного океана любви. Эта бесконечная любовь проявляется в материальном мире как человеческая любовь. Когда в материальном мире эта бесконечная любовь разбивается и ограничивается чем-то меньшим, чем целый мир - скажем, к семье, друзьям и даже к соседям, но не к каждому живому существу и объекту как расширение одного Единого целого, - тогда такая любовь называется ограниченной или человеческой любовью. Ограниченная любовь всегда объединена, действует совместно со своей противоположностью - ненавистью. В безграничной любви, реализации Бога душой - нет ненависти. Гравитация - есть притяжение, и это есть любовь. Звёзды держатся вместе благодаря гравитации, которая есть проявление великого притяжения. Существует любовь между атомами, которые создают молекулы. Фактически йоги рассматривают целый мир как волны одного великого океана любви. За всеми желаниями стоит любовь, и Бог есть Любовь. Реализация этой Любви и единения с Богом есть Сверхсознание». Вишнудевананда Свами, выдержки из книги «Полное иллюстрированное руководство по йоге» Автор статьи Ксения Солодникова, родилась в Алма-Ате, живет в Москве, работает банкиром в международной финансовой организации. Образование в сфере экономики, корпоративных финансов и международной бухгалтерии. Свободно говорит на английском и французском языках. Длительное время изучала восточную и западную философию, психологию. Закончила курс учителей йоги у учеников Вишнудевананда Свами. |
Пожалуйста, прокомментируйте опубликованный на данной странице материал и поделитесь своим опытом. Нам важно ваше мнение! |
© 2010. Все права защищены. |