Дети


Буддизм о воспитании детей

Буддизм о воспитании детейБуддизм исторически представлен несколькими направлениями и течениями, часто они очень отличаются друг от друга. Несмотря на это, существует круг идей, которые характерны для всех ответвлений буддизма.

Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии ставший Буддой Шакьямуни, что означает «просветленный мудрец из рода шакьев».

Сиддхартха Гаутама был принцем царства шакьев, и с детства отец оберегал его от всех негативных проявлений этого мира, построил для него три идеальных дворца, которые принцу было запрещено покидать. Принц Гаутама имел все возможные богатства материального мира, хорошую жену и сына. Несмотря на это, он чувствовал, что все это не является конечной целью жизни. В 29 лет он выбрался за пределы дворца и увидел четыре зрелища, которые потрясли его и изменили всю жизнь: нищего, больного, мертвого человека и отшельника. Гаутама тогда осознал суровую реальность жизни: что болезни, мучения, старение и смерть неизбежны, и ни богатства, ни знатность не могут защитить от них, и что путь самопознания - единственный путь для постижения причин страданий. Это подвигло его оставить свой дом, семью и имущество и отправиться на поиски пути для избавления от страданий. Гаутама стал отшельником, начал практиковать медитацию и аскезы (практики самоограничения). После долгой практики он достиг Наивысшего Пробуждения (нирваны) - осознал истинную природу и причину человеческих страданий (невежество) и шаги, которые нужно предпринять для освобождения от них.

В отличие от других мировых религий, буддизм развивался прежде всего как монашеская традиция. По сегодняшний день монашество является центральным институтом и идеалом буддийской культуры, поскольку оно является практическим воплощением учения Будды, с его отказом от мирских удовольствий и обетом безбрачия. Буддизм является единственной традицией, где с раннего детства принимают в монахи.

Учение Будды содержит множество наставлений по самосовершенствованию, медитации, избавлению от страданий и развитию абсолютной любви ко всем живым существам, и совсем небольшое внимание уделяется канонам мирской жизни. Будда раскрывает обязанности родителей, детей, супругов, друзей и учителей в беседе с молодым человеком Сильей (Сигалавада Сутта). В Сигалавада Сутте описывается пять способов проявления родительской любви к своим детям: уводить их от зла; побуждать их делать добро; обеспечить их образование; устроить им подходящий брак; передать им в своё время наследство.

Будда говорил, что дети никогда не смогут отплатить своим родителям за то, что те дали им жизнь, за всю любовь и доброту, которые те подарили им. В одной из сутр он приводит пример: «Даже если бы мы носили на одном плече мать, а на другом - отца сто лет и ухаживали за ними, а они бы испражнялись прямо там, то мы не отдали бы долг». Поэтому всю свою жизнь дети должны безмерно уважать и почитать родителей, даже если их личные качества не идеальны и они не исполняют свои родительские обязанности.

Согласно учению Будды, существует пять способов, при помощи которых дети должны выражать свою любовь и уважение к родителям: поддерживать своих родителей; исполнять свои обязанности по отношению к ним; поддерживать и сохранять семейный уклад и традиции; вести себя так, чтобы быть достойными наследства; приносить религиозные дары родителям даже после их смерти.

Также отдачей родительского долга является рождение собственных детей, обеспечение их всем необходимым для роста и развития, воспитание и обучение.

Современные родители-буддисты отмечают, что главный принцип воспитания детей - их личный пример, поведение и внутреннее состояние. Они не ставят целью воспитать ребенка буддистом, давая возможность ему сделать самостоятельный осознанный выбор уже в зрелом возрасте.

Прежде всего, они стремятся привить любовь и уважение ко всем живым существам и объясняют закон кармы (причины и следствия). Тогда ребенок осознает, что любое действие дает результат в будущем и только от его поступков зависит, положительным или отрицательным будет эффект.

Основной метод работы над собой в буддизме - медитация. С одной стороны, практикующие буддизм родители внутренне спокойны и уравновешены, и такое состояние они передают детям. С другой стороны, уже с ранних лет в игровой форме можно учить ребенка успокаивать ум, осознанно дышать и медитировать. Сейчас даже выпущены книги по медитации для детей. Например, медитация «Превращение тела для помощи другим»: ребенок может представить себя машиной, которая помогает людям добраться из одного места в другое; представить себя лекарством, лечащим больных.

В медитации «Пробуждение сердца» ребенок сначала следит за своим дыханием, а затем желает счастья и освобождения от проблем, боли и печалей последовательно себе, затем своим родным, друзьям, затем врагам и, наконец, всем живым существам, включая букашек и птиц.

С каждым вдохом все страдания живых существ растворяются в чистом свете, сияющем в сердце ребенка. Каждый выдох наполняет жизнь живых существ светом и радостью.

Воспитание в буддизме дает свои результаты: многие отмечают, что дети буддистов отличаются миролюбием (букашку выпустят через форточку на улицу, дождевого червя с асфальта в землю перенесут), осознанностью и ответственностью за свои поступки.

Автор статьи Елена Чупрова. На протяжении многих лет изучает, культивирует и преподает буддизм в России

Пожалуйста, прокомментируйте опубликованный на данной странице материал и поделитесь своим опытом. Нам важно ваше мнение!


© 2010. Все права защищены.
Публикация материалов сайта разрешена при условии ссылки на Полезное знание