Воспитание детей в суфизме Суфизм (арабское «суф» - грубая шерстяная ткань, одежда, символ аскетической жизни) - философско-мистическое направление в развитии ислама, возникшее в VIII веке и ставящее целью достижение высшего богопознания путем предания себя воле Аллаха в духе бескорыстной любви, в благочестивом подвижничестве, нравственной чистоте, углубленном самопознании и в личном духовном опыте экстатического созерцания Бога. Характерным для раннего суфизма исламской модификации было строжайшее соблюдение норм Корана, отрешенность от мира и предание себя воле Аллаха. Суфизм - это путь Любви и преданного служения, это путь к Богу через Любовь. Бог провозглашает: «Те, кто верят, обладают великой Любовью к Богу» (Коран). - «Обладающий сильной Любовью к Богу беспорочен в Любви и хранит свою влюбленность в тайне от других: он, несомненно, умрет святым». Суть воспитания ребёнка в суфизме - это подход к нему через сердце, а не через ум. Ум необходим, чтобы планировать практические дела в жизни: обеспечивать приятную домашнюю обстановку, здоровую пищу, подходящую одежду, хорошее образование и богатый культурный опыт Остальные дела - работа сердца. Цель суфизма - открыть сердце, чтобы видеть мир глазами сердца. И поэтому целью родителя-суфия является раскрыть сердце своего ребёнка. Суфий относится к миру и ко всем живым существам с точки зрения служения: как он может служить другим. Всё, что делает суфий, - он делает, не помня себя. Суфия нет. Всё, что он делает, происходит под руководством Бога, который действует через сердце суфия. Поэтому в основе воспитания ребёнка с точки зрения суфизма лежит любящая доброта (loving kindness), милосердие. Связь суфия с Богом основывается на любви, и поэтому он настолько полон этой любви, что излучает любящую доброту на всех вокруг себя. Таким образом, когда такой родитель воспитывает ребёнка, каждое его действие выражает любовь, включая, если нужно, наказание («твердую любовь»), при условии, что это диктуется сердцем. Важным подходом, которому родитель учит ребёнка, является отношение, которое в суфийской терминологии называется «исар», т. е. предпочтение себя другим или признание первенства других над собой. Это является одним из главных столпов суфийского поведения в отношении общества. Взгляд родителя на своего ребёнка таков, что он считает ребенка доверенным ему Богом, о котором он должен заботиться, которого должен лелеять и которым должен дорожить до момента достижения ребенком зрелости. Важно, что он не считает его своей собственностью. Суфий - только приёмный родитель ребёнка, ответственный за него, за его благосостояние и его восприятие мира и жизни. Разумеется, самый лучший способ воспитания - его собственный пример. Когда своей любовью родитель завоёвывает доверие ребёнка, между ними устанавливается тонкая, нежная связь, при которой ребёнок наблюдает за родителем и учится у него правильному поведению. Воспитывать на своём примере - наилучший метод из всех возможных и намного более эффективный, чем проповедничество. Родитель старается быть смиренным и уважительным к другим, независимо от их положения в обществе или вероисповедания, честным в делах, не унывающим в час испытаний, сохраняющим спокойствие во время катастрофы и полностью самодостаточным при любых условиях (положение, которое известно в суфийской терминологии как «ганоат»). Родитель учит ребёнка двум основным аспектам в суфизме. Первый из них - это такое понимание жизни, где внешняя сторона жизни со всеми её земными проявлениями не отличается от духовной, внутренней, стороны, которая сосредоточена на едином бытии и на том, что всё происходящее в жизни берёт начало от одного Источника. Таким образом, как бы ни разворачивались жизненные события и что бы ни происходило, суфий доволен, он знает, что всё - от Бога и всё делается для его развития на этом пути, где главной целью является слияние с Богом, как с Абсолютным Возлюбленным. Второй аспект - это гуманность, человеколюбие. Этот внешняя сторона отражения мистического пути суфизма. Конечно, человеку не нужна мистическая вера, чтобы практиковать гуманность. Это - ощущение Единства всех существ, вдохновившее возникновение гуманности среди человечества несколько веков тому назад, в суфизме же оно существовало со дня его возникновения и является одним из его основных идей. Отсюда суфийское воспитание детей - гуманистическое, основанное на философии единого бытия и взаимной связи всех существ, и поэтому ребёнок чувствует себя частью единого целого, готового протянуть руку помощи другим. И совсем не обязательно, что ребёнок встанет в будущем на путь суфизма, хотя в большинстве случаев так и бывает, а важно то, что родитель учит ребёнка законам гуманизма, которые дадут правильное жизненное направление и сделают ребенка нужным и полезным миру, в котором он станет жертвующим членом человеческой общины. Терри Грэм, Лондон |
Пожалуйста, прокомментируйте опубликованный на данной странице материал и поделитесь своим опытом. Нам важно ваше мнение! |
© 2010. Все права защищены. |