Психология / Саморазвитие


Бизнес в разных энергиях

Бизнес в невежестве - это когда человек мыслит категориями: нужно «кинуть», «замочить» конкурентов, для достижения целей все средства хороши, включая обман, мошенничество, запугивание, шантаж, анонимные письма - и действует соответственно. Грубость и грязь -обычное явление в его офисе. Его образ жизни является источником проблем для окружающих. Он постоянно критикует, оскорбляет конкурентов и даже своих клиентов.

Сферой деятельности таких людей обычно является торговля спиртным, наркотиками, мясом, оружием, женщинами, воровство детей, аборты, порнография, наёмные убийства и т. п. Хотя, конечно же, таких людей можно встретить в любой сфере бизнеса. Предприятия таких людей долго не существуют, и сами они обычно становятся жертвой насилия, умирают от тяжелой болезни или спиваются.

Наиболее распространен в наше время бизнес в страсти. Современная культура с детства развивает в нас дух соперничества, нам внушают: «ты должен быть лучше, чем твои одноклассники, иначе ты не преуспеешь в жизни». С детских лет нас сравнивают с другими, говорят, что кто-то лучше, умнее, и т. д. Всё это формирует психологию дефицита: нам начинает казаться, что места под Солнцем хватает не всем, и если ты не успеешь «урвать» -это сделают другие.

Такой настрой порождает множество страхов: что у нас не получится преуспеть, что мы не сможем сохранить достигнутое, и многие другие. Эти страхи отравляют человеку жизнь и не позволяют войти в неё богатству и достатку. Также страхи блокируют интуицию. Слова «бизнес» и «конкуренция» считаются в современной культуре чуть ли не синонимами, но конкуренция, полная тревог и страхов, делает нас подозрительными. Страх оказаться неудачником перекрывает каналы творчества, не позволяет использовать наш потенциал, наши таланты.

Если бизнесмен не вносит элементы Саттвы в свою жизнь и деятельность, то его компания, даже пережив большой подъём, через недолгое время закрывается, или меняет вид деятельности. А сам он, работая на износ, постоянными стрессами истощает себя, портит свою личную жизнь и здоровье. Он успокаивает себя мыслями: «А как иначе? Такова цена победы». А ведь на смертном одре, он, если и жалеет о чём-то, то вовсе не о том, что провел в офисе недостаточно времени...

Таких людей привлекает любая сфера деятельности, где можно быстро заработать деньги. Организация различных злачных мест, азартных, развлекательных мероприятий (типа конкурсов красоты), спортивных соревнований, генная инженерия (тут уже есть элемент невежества), производство и продажа вина, продуктов питания, которые красиво выглядят, но мало чем полезны организму, различные биржи, рекламные фирмы и т. п. - во всех подобных сферах доминирует Раджас.

Людей раджасичного типа можно в наше время встретить везде. Трагедия начинается тогда, когда они, думая только о деньгах, идут в тамасичные виды бизнеса. Особенно связанные с торговлей наркотиками, рабством и использованием женщин, порнографией, и т. п. Благодаря своему сильному Раджасу они могут быстро «преуспеть», но этим они обрекают себя на множество адских воплощений и приносят много страданий окружающим.

Если же бизнесмен в страсти начинает добавлять в свою жизнь элементы Саттвы, занимается саттвичными видами бизнеса, то он начинает быстро прогрессировать и приносит окружающим много пользы.

Бизнес в Саттве. Если такой бизнес будет доминировать в третьем тысячелетии, то общество выживет, и будет прогрессировать во всех областях. Бизнесмены, которые не достигнут этого уровня, разрушат себя и будут служить разрушению и деградации общества в целом.

Ведя бизнес в благости, человек понимает, что единственная личность, с которой себя нужно сравнивать - это он сам. Важно не то, какой ты достиг пратиштхи (санскр. престиж, положение в обществе) в результате своей профессиональной деятельности - а то, каким человеком ты в итоге стал. Такой бизнесмен понимает, что успех - это не достижение эгоистичных целей, а личностный рост. Важно то, что происходит с человеком в процессе достижения этой цели, его становление как гармоничной личности, реализация его талантов и потенциала на благо миру.

Не менее важно для него создавать что-то нужное, полезное людям, помогать им достигать счастья и успеха в жизни, помогать в исполнении их надежд и желаний, а не в накоплении больших денег. Он понимает, что чем выше пост, тем больше нужно служить миру, тем больше ответственность, и что счастливым ты становишься настолько, насколько ты полезен окружающим.

Девиз людей в Саттве: «Чтобы ты мог выиграть, никто не должен проиграть». (Этот принцип описан в книге С. Кови «Семь навыков высокоэффективных людей»). Ты выигрываешь - я выигрываю, или мы не вступаем в отношения вообще!). Они знают, что, отдавая, мы получаем.

Интуиция у этих людей сильнейшая. Я лично знаю главу международной корпорации, у которого нет технического образования, но, когда на одном из его заводов происходит серьезная поломка, и никто из специалистов не может понять, что случилось, то приходят к нему и он, просто посмотрев на чертёж, говорит, где проблема, и быстро её решает. Примерно так же он решает проблемы и в других сферах своей деятельности. Он живет и мыслит, в основном, ценностями гуны благости.

Если вы обратите внимание на то, как работают крупнейшие корпорации, которые успешны на протяжении долгих лет, вы увидите у них доминирующее влияние Саттвы.

Личность в Саттве знает, что лучшие решения, озарения приходят не когда человек напряжённо работает, а во время правильно проведенного отдыха, медитации. Это одна из причин, почему у них в расписании всегда есть время для отдыха, общения с семьей, занятий йогой, физическими упражнениями, чтения, самообразования. Такие лидеры понимают всю важность обучения (как личного, так и своих сотрудников), вложений в науку и поддержания чистоты. Они знают, что жизнь слишком коротка, чтобы заниматься тем, что тебе не предназначено и тем, к чему у тебя не лежит душа.

Люди в Саттве трудятся с постоянным энтузиазмом, но не привязываясь к плодам своего труда. Например, они могут разориться, их многолетний проект может потерять перспективу, но это их не «выбьет из седла». Они понимают, что всё в руках Всевышнего, всё, в любом случае, временно. И, если они неожиданно разбогатеют, станут известными, они останутся такими же простыми, лишёнными гордыни, умиротворёнными людьми и будут продолжать заниматься любимым делом.

Они любят своих сотрудников, клиентов (да и вообще весь мир) и заботятся о них. Главное для них - это люди, а не деньги и орудия производства. Генри Форд говорил: «Вы можете забрать все мои заводы, деньги, но оставьте мне моих людей, и мы быстро всё возродим». Недавно я прочитал статью о его жизни, о его принципах - они очень возвышенны и чисты. Он верил в реинкарнацию, был вегетарианцем, очень заботился о людях, его даже считали коммунистом. Одной из его целей было предоставить каждому американцу дешёвую и хорошую машину.

Деятельность в Саттве - это производство и распространение органических, лишенных химии пищевых добавок, продуктов, выращенных на природе, а также молочных продуктов (молоко, топлёное масло - одни из самых саттвичных продуктов), преподавание знаний, способствующих самореализации, работа в благотворительных организациях, и т. п. Но, по большому счёту, это практически любая деятельность (за исключением тамасичных сфер деятельности), которую человек выполняет в соответствии со своей природой, своими талантами, от души и на благо миру, как служение Богу.

К сожалению, когда люди с доминирующими энергиями невежества и страсти приходят в чисто саттвичные сферы деятельности (духовно-просветительская, образовательная, религиозные учреждения и т.д.), это может быть разрушительно для общества. Например, продажа алкоголя, сигарет или даже наркотиков для поддержания или постройки храмов. В некоторых западных образовательных системах подросткам проводят уроки по сексу, больше похожие на практическую порнографию, и удивляются потом, почему они не хотят учиться, очень рано начинают сексуальную жизнь, становятся гиперактивными, и у них падает дисциплина. Как будто они без этого урока не смогли бы зачать ребенка. Животных ведь никто не учит...

В 2007 году ученые из знаменитого Кембриджского Университета провели исследования и пришли к выводу, что сексуальная распущенность приводит к отставанию в учёбе: чем больше у студента половых контактов, тем хуже он учится. Самыми развратными оказались студенты медицинских факультетов, самыми морально устойчивыми - студенты факультета богословия.

Я долгое время считал, что люди, занимающиеся духовными практиками, не могут обманывать, подводить и т.п. Эти убеждения доставили мне очень много проблем. Сейчас я знаю, что лучше иметь дела и общаться с «обычными людьми», у которых доминирует благость, чем с людьми, которые много лет занимаются духовными практиками (и могут быть даже религиозными лидерами), но у которых доминируют низшие гуны.

Святой торговец - бизнесмен третьего тысячелетия

Похожую тенденцию можно наблюдать в современном обществе, где священнослужители, духовные лидеры часто больше обеспокоены тем, как отогнать других от своей паствы или приобрести новых последователей «в чужом огороде», чем принесением в мир Света и Любви.

Существуют фирмы, обучающие как стать знахарем, гадалкой, народным целителем. Есть даже продуманная рекламная компания: шаг первый - объявление себя целителем в невесть каком поколении. Шаг второй - от имени частных лиц пишутся «благодарственные» письма: мол, болел неизлечимой болезнью, денег не было на хлеб, были одни долги, но великий маг такой-то снял проклятие, продал амулет - и за несколько дней всё как рукой сняло, сейчас не знаю, куда девать деньги. Шаг третий - во всех газетах даётся реклама - мол, такой-то спасает, лечит от всего на свете, и пр. И, так как в обществе доминирует не Саттва, поток клиентов новоявленному целителю на какое-то время обеспечен.

В Америке ко мне на консультацию пришел мужчина, хороший бизнесмен, судя по его карте рождения. Он ездил по российским городам, «лечил» целыми залами, продавал амулеты и т. д. Стал миллионером, а, когда люди перестали приходить на сеансы, уехал в Штаты. Там он провёл бизнес-исследование, и, в соответствии с выводами, в соавторстве с учителем-китайцем, написал книгу о том, как с помощью амулетов улучшить энергетику дома. Книга стала бестселлером. Его услуги выросли в цене, он сделал состояние.

Через несколько лет всё потихоньку улеглось, и он пришёл ко мне за советом, что делать дальше. Он даже спросил, может ли он заниматься тем, чем занимаюсь я. Но, узнав, что нужно этим жить, иметь определённый образ жизни, регулярно медитировать, заниматься йогой и благотворительной деятельностью, соблюдать определенные принципы, он сказал, что это не для него.

В общем-то, он был весьма светлым человеком, порядочным в делах, энергия благости при общении с ним ощущалась. Естественно, Раджас доминировал, как и должно быть у прирожденного торговца. Но таких светлых людей в этом бизнесе мало.

В современном обществе среди лидеров, к сожалению, преобладают вайшьи (торговцы, бизнесмены). Для них главная цель - деньги. Они могут и оружие продавать, и научные исследования, и религиозные атрибуты - главное, чтобы это было выгодно. Вайшьи могут быстро прогрессировать и жить в гармонии с Вселенной, если они: жертвуют деньги на благотворительные цели (больше 10 процентов своего дохода), помогают другим, заботятся о своих сотрудниках, занимаются бизнесом, который приносит благо миру, держат свое слово.

Реальная история. Россия XIX века. На небольшом полустанке остановились два поезда. Из вагона первого класса в тамбур вышел покурить богатый купец. В поезде напротив вышел подышать воздухом другой богатый промышленник. Они обменялись приветствиями, познакомились. Поинтересовались, чем каждый из них занимается. Одно дело заинтересовало обоих. Договорились о сделке, пожали друг другу руки.

Когда они приехали в свои конторы, один отправил товар, другой - перевел деньги. Сумма сделки была больше миллиона рублей золотом. Никаких юридических договоренностей. Это было обычное явление. Слово дворянина, слово купца ценилось намного больше золота.

Купцы строили церкви, открывали приюты, богадельни... Я, помню, смотрел документальный исторический фильм, в котором рассказывалось, что только вокруг Кремля на пожертвования богатых людей были построены десятки церквей.

«Отдавая, мы получаем.
Забывая о себе - находим себя.
Прощая других - прощение обретаем.
Умирая - воскресаем к жизни вечной!»

Эти слова написал один богатый потомственный торговец (бизнесмен), воспринявший те истины, которые мы обсуждали в этой статье. Он забывал о боли и болезнях, хотя иногда спал на снегу, лечил и помогал прокажённым и другим тяжелобольным людям, случалось, помногу дней не ел, отдавая свою еду голодным детям. От него шла такая энергия спокойствия и любви, что все, кто встречался с ним, или даже просто слышал о нём, - погружались в океан блаженства, излечивались от тяжелых заболеваний. За те 800 лет, которые прошли после того, как он оставил этот мир, жили и живут миллионы бизнесменов и торговцев, многие из которых, ведомые невежеством и страстью, пытались стать счастливыми и здоровыми, и если у них это и получалось, то лишь на короткое время.

Согласно статистике, около 70 процентов «новых русских» имеют серьёзные психологические проблемы. Им бы прислушаться к словам гениального психотерапевта современности Станислава Грофа, который сказал, что причиной всех кризисов на земле (экономических, экологических, личностных) является «ненасытное стремление к преследованию линейных (эгоистических) целей».

Тот бизнесмен в свое время понял эту истину, и с тех пор мир знает его как святого Франциска.

Молитва святого Франциска Ассизского

Господи!
Удостой меня быть орудием мира Твоего, чтобы я любил, где ненавидят; прощал, где обижают; мирил, где враждуют; давал веру, где сомневаются; давал надежду, где отчаиваются; давал радость, где горюют; приносил бы свет, где тьма.
Господи, удостой утешать, а не ждать утешения; понимать, а не ждать понимания; любить, а не ждать любви.
Ибо, кто даёт - тот получает; кто забывает себя - тот обретает; кто прощает - тому простится; кто умирает - тот проснётся к жизни вечной.

Даже просто читая эту молитву, можно вылечиться, избавиться от депрессии, испытать полёт души.

Пожалуйста, прокомментируйте опубликованный на данной странице материал и поделитесь своим опытом. Нам важно ваше мнение!


© 2010. Все права защищены.
Публикация материалов сайта разрешена при условии ссылки на Полезное знание