Психология / Саморазвитие


Феномен Наташи Бекетовой

Эта удивительная девушка говорит на 120 языках

Весной прошлого года состоялась удивительная встреча. Более пятидесяти ученых - лингвистов, историков и психологов - «экзаменовали» молодую девушку Наташу Бекетову, свободно говорящую на 120 древних языках... В этническом плане все эти языки мертвы, то есть на них не говорят современные люди, а специалистов, занимающихся этими идиомами, можно пересчитать по пальцам. По словам Наташи, языки она не изучала, они просто «входят» в нее, появляются в ее голове. Большинство ученых после встречи оказались в растерянности - опытнейшие лингвисты «сняли перед ней шляпы», психологи нашли девушку полностью вменяемой. До сих пор с подобным явлением ученые не сталкивались, и загадка удивительного сознания девушки получила название «феномен Наташи Бекетовой».

Наташа Бекетова

Наташа проживает в Анапе. Сейчас ей 20 лет. По свидетельству ее мамы, когда девочке было всего несколько месяцев, вместо привычных "уа-уа" она произносила странные и вместе с тем удивительные звуки. Крошечный беззубый ротик отчетливо выговаривал незнакомые слова. А потом эти слова стали сливаться в предложения чужих языков. Причем это была не просто какая-то бессмысленная абракадабра, девочка, безусловно, говорила что-то осознанное. Как выяснилось позже, это были предложения из забытых языков: древнеперсидского, древнеарабского, древнегреческого, древнееврейского... Кроме того, никто из окружения ребенка не знал и не говорил на этих языках.

Долгое время Наташа предпочитала скрывать свой дар. Она сама не понимала, откуда в ее голове рождаются эти осмысленные слова и фразы. Девочка училась в обыкновенной школе, а вот изучение иностранных языков ей давалось необычайно легко. Складывалось впечатление, что язык она уже как бы вспоминала по мере его изучения. Часто такое происходит с детьми, которые в пяти-шестилетнем возрасте жили в чужой стране, были «носителями» иностранного языка, а потом, вернувшись на родину, забывали его. Начав изучать язык заново в сознательном возрасте, они вдруг в какие-то моменты могли вспомнить его и говорить абсолютно без акцента. Приблизительно то же самое происходило и с Наташей, однако никогда за границей она не жила.

Еще в 14 лет Наташа Бекетова не могла разобраться, что именно означают фразы, которые складываются у нее в голове. Она сомневалась - плод ли это ее больной фантазии или же реальность? И вот неожиданно на глаза ей попадаются фотографии, сделанные с некоторых древних египетских текстов. К своему удивлению, девочка осознает, что может читать их и понимать смысл. Наташа была окрылена! Она поняла, что звучащие внутри ее языки существуют на самом деле или, по крайней мере, существовали в прошлом. Девочка достала в библиотеках древние манускрипты на других языках - и результат был тот же. Она понимала смысл написанного...

Встреча со специалистами

Приезд Наташи Бекетовой в Москву, где она встретилась с лингвистами, историками и психологами, состоялся в марте 2000 года. Появление этой хрупкой девушки в столице сразу поставило перед учеными ряд очень серьезных вопросов. Другими словами, феномен Наташи сегодня объяснить нельзя. Она говорила на разных древних языках, и ученые были поражены ее знаниями. Причем, когда Наташа переходила с одной идиомы на другую, она полностью менялась - менялся голос, выражение лица, как будто изменялось ее отношение к жизни. Научное сообщество почувствовало, что, говоря на разных языках, Наташа, вольно или невольно, отражает мировоззрение той эпохи и того народа, к которому принадлежал язык. Звуки лились то мягко и плавно, то звонко звучали под сводами лекционного зала, то резко и отрывисто складывались в незнакомые слова, с которыми юное существо обращалось к аудитории.

За четыре часа общения с учеными девушка успела внести немало корректировок и поправок в раздел лингвистики, изучающий древние языки. К большой радости лингвистов-японоведов, она сумела воспроизвести способ прочтения древних иероглифов. Опытный японист А. Васильев воскликнул: «Я интуитивно чувствовал, что эти иероглифы надо читать именно так, но не был уверен в этом. После того как я услышал их прочтение, у меня не осталось ни малейшего сомнения в том, как их нужно читать».

Не разочаровала Наташа и египтологов. «То, что мы видим, граничит с открытием! Мы всегда испытывали трудности в прочтении труднопроизносимых корней, а здесь увидели, каким образом эти трудности преодолеть», - признался один из специалистов в области древнеегипетского языка. Языковед А. Симонов, захвативший на встречу книгу с фотографиями древних этрусских памятников, был просто поражен, с какой легкостью Наташа прочла эти таблички.

Интересный разговор развернулся между кандидатом исторических наук Анатолием Соколовым и девушкой. Ученый сообщил, что в начале двадцатых годов XIX века в Пенджабе в селении Хараппа было обнаружено несколько сотен пластин, представляющих из себя прямоугольные плитки с изображением различных животных и с иероглифическими надписями под ними. Однако специалисты не могли определить, к какому народу отнести эти памятники, и это сдерживает процесс их дешифровки. А.Соколов спросил у Наташи, не могла бы она определить, к какому народу отнести эти, плитки и на каком, языке говорили эти люди. Немного поразмыслив над фотографиями плиток, Наташа ответила, что, по ее мнению, надписи на пластинах принадлежат или очень близки дравидскому языку, а из современных отдаленно напоминают тамильский. Она также сообщила, что пластины имеют явно культовое значение, и речь в них идет о ритуале жертвоприношения в «большой год богов». Указав на одну из пластин, Наташа сказала: «Вот эта - талисман. Тут написано: «Красивой госпожи защита». А.Соколов заулыбался и сказал: «Похоже, вы правы!».

Как возник язык?

Ученые констатировали, что «большинство плиток содержат просто абстрактные значки - идеограммы, а меньшинство - изображения животных или предметов. А это ставит под сомнение укоренившееся мнение, что письменность развивалась от изображений к символам, знакам». На это Наташа ответила, что знаковое письмо является намного более древним, чем пиктографическое (изображениями), и иначе, по ее мнению, быть и не могло. Наташа считает, что эти изменения в языке происходили по мере того, как мышление древних людей все более отклонялось от абстрактного и поглощалось земной действительностью. «Да и само графическое изображение букв во многих алфавитах ясно показывает, что буквы - это измененные, деформированные и стилизованные временем цифры, то есть буквы современных языков были некогда цифрами. Причем А - это 1, Б - 2, В - 3, Г - 4. ..», - не успела докончить девушка.

«Это же моя система, - перебил Наташу ученый-арабист, кандидат филологических наук Николай Вашкевич. - А - это один угол, Б - два угла, В - три... Если буквы многих алфавитов написать с учетом этого, то они похожи на простой ряд чисел: 1А, 2Б, ЗВ, 4Г, 5Д, 6Е, 7Ж, 83, 9И, 10К, 11Л, 12М...». На это Наташа ответила, что эта система является общей системой изначального человеческого языка. В древности, по ее мнению, существовал единый язык, который являлся смысловым. Люди говорили на нем и тут же понимали смысл сказанного, потому что само слово было неотличимо от мысли, которая за ним стояла. Естественно, не было нужды в словах-терминах, словах-знаках, словах-символах. Запас слов был неизменен и представлял из себя четкую иерархическую систему, которая была одновременно и системой мыслей. А так как язык представлял собой вполне завершенную модель, то мысли-слова были доступны для каждого и вспыхивали в голове у всякого, кто представлял себе тот или иной образ. И наоборот, образ рождался, когда человек слышал мысли-слова другого человека. По словам Наташи, тогда не было надобности вести запись слов, да и сами мысли-слова передавались от одного к другому телепатически.

«Вот почему археологи не находят очень древних текстов. Но если это так, то это полностью переворачивает наше представление о мире, в котором мы живем», - сказал кто-то из зала.

Как можно объяснить феномен Наташи?

На этот вопрос корреспондент «Интерфакс ВРЕМЯ» попросил ответить сотрудника Московского института человековедения, кандидата психологических наук Галину Гамаюнову, которая как раз и занимается вопросом необычных способностей Наташи.

По ее словам, вопреки всем научным теориям феномен Наташи, безусловно, существует. Девочка заговорила «на языках» в том возрасте, когда дети еще не знают, что говорить на 120 языках невозможно. «Это необъяснимое явление заставляет нас задуматься и о причинах разнообразных способностей человека вообще», - считает Г. Гамаюнова. Как она отмечает, в атеистической науке распространено мнение, что человек постепенно учится разговаривать на многих языках, писать стихи, сочинять музыку и решать логические задачи. Однако те обстоятельства, которые сопровождают творческий процесс, ясно указывают, что часто музыка, стихи, разнообразные идеи и научные открытия появляются в голове человека как бы ниоткуда. То есть они не являются результатом долгой мучительной работы, а возникают вдруг. Сама Наташа честно признается, что не знает, откуда появляется в ее голове знание языков.ыков.

Вольфганг Моцарт писал: «Я всегда в хорошем настроении и отлично себя чувствую, когда мысли толпятся в моей голове, входя в нее с величайшей легкостью. Как и откуда они приходят? Я не знаю и никак не причастен к этому...» Практически все великие открытия совершаются благодаря внезапному озарению, которое чаще всего снисходит на человека после продолжительного периода интенсивной и безрезультатной работы мышления. В качестве примера можно привести открытие математика Карла Гаусса. После многолетних и безуспешных попыток доказать теорему целых чисел Гаусса внезапно осенило, и он нашел решение. Он описал это так: «Наконец решение промелькнуло в моем мозгу, как внезапная вспышка молнии. Я не могу сказать, что оно было связано с моими прошлыми знаниями».

Видимо, у Наташи процесс «вхождения» языков в ее голову происходит подобным образом - по вдохновению и порой неожиданно для себя самой, считает Г. Гамаюнова. Смысл «оживших» в ее голове языков она постигает практически мгновенно, и это сродни тому творческому вдохновению, которое описали Моцарт и Гаусс.

Чем Наташа отличается от обычного человека?

Биологи, находившиеся на встрече, высказали интересную гипотезу, что в феномене Наташи «повинны» гены, ответственные за знание древних языков. Эти гены, находясь в рецессивном состоянии у предков Наташи, активизировались у нее, и она как бы вспомнила языки, на которых говорили ее далекие пращуры. Эта теория далеко не нова, и в прессе изредка встречаются сообщения о полиглотах, в том числе и детях, которые без процесса обучения вдруг заговорили на нескольких языках. «Не ручаясь за достоверность этих сообщении, я все же думаю, что такие теории не могут ответить на круг вопросов, возникающих в случае с феноменом Наташи», - считает Г. Гамаюнова.

Она пояснила, что в психологии существует теория, по которой образы, понятия или их значения приходят к нам извне. Их источник - «коллективное бессознательное», а на личностном плане - подсознание конкретного человека. Они регулируют их поступление в «образное» правое полушарие головного мозга. В принципе принято считать, что левое полушарие головного мозга человека отвечает за логику (сознание), а правое - за эмоции, интуицию (подсознание). В то же время левое полушарие «связано» с правой половиной человеческого тела, а правое - с левой. Так, например, если у человека в результате инсульта парализована левая часть тела, это значит, что нарушена работа правого полушария, и наоборот. У каждого человека одно из полушарий является преобладающим над другим; как правило, у мужчин доминирует левое, отвечающее за логику, а у женщин - правое, «эмоциональное».

Все это отражается на тонких деталях даже лица человека. Всем хорошо известно, что лицо человека не является симметричным - один уголок губы бывает поднят выше другого, то же может относиться к векам, бровям, глазам. Обычный психолог или физиономист даже после непродолжительного рассмотрения лица индивидуума может сразу сказать, какая часть головного мозга является у него доминирующей. Существуют типы людей и с так называемой перекошенной личностью - это уже случаи, когда одно полушарие слишком преобладает над другим. В этом случае мы наблюдаем типы неких «воздушных женщин» и «сухих логичных мужчин». Тем не менее, замечено, что у одаренных или талантливых личностей есть некое равновесие между правым и левым полушариями, но оба они достаточно сильно активизированы.

Наблюдая Наташу Бекетову, Г. Гамаюнова пришла к убеждению, что девушка, во-первых, абсолютно здорова психически, во-вторых, по всем признакам правое полушарие ее головного мозга активизировано необычайно сильно, но при этом левое не является пассивным. То есть Наташа не является «перекошенной личностью», а благодаря невероятной развитости «подсознательного» полушария она обладает феноменальной способностью «познавать» древние языки. В психологии сложилась определенная традиция связывать подобные явления с миграцией образов из глубин подсознания в рассудочную часть мозга. Левое, логическое, полушарие при этом начинает активно «приспосабливать» образную информацию, попавшую в зону его действия, под стереотипы мышления и определенные модели поведения. Если же левое полушарие не находит никакого применения полученной информации, то оно стремится «освободиться» от лишнего груза и отправляет информацию снова в сферу подсознания. Тогда человек спокойно забывает такие знания, оказавшиеся, по мнению левого полушария, «бесполезными». Особенно часто это бывает, когда новые мысли сопряжены со страхом и нежеланием ничего менять. Так дети начинают подавлять свои фантазии и далее поступают так же, расправляясь с необычной информацией, приходящей им в голову.

По мнению Г. Гамаюновой, а случае с Наташей все было не так. Языки «всплывали» в ее сознании с самого раннего детства, то есть с того возраста, когда дети еще не знают, как поступать со своими фантазиями, когда нет еще страхов, а стереотипы мышления еще не сложились. То, что девочка смогла последовательно раскрыть смысл загадочных слов, быстро убедило ее еще неокрепшее сознание, что она имеет дело не с выдумками, а с ценной информацией.

Психолог сообщила, что в рамках Института человековедения разработана методология, которая, по ее мнению, стимулирует умственное развитие детей. «Часто маленькие дети говорят как бы на своих собственных, «спонтанных» языках. Родители, как правило, не потакают этому и заставляют их выговаривать определенные слова привычного нам языка. Тем самым взрослые ставят рамки «дозволенной болтовни» и ограничивают фантазии детей. Возможно, если бы родители не делали этого, феномен Наташи не был бы уникальным случаем» - считает Г. Гамаюнова.

Что ожидает Наташу в будущем?

После того как научные круги услышали о юной полиглотке, Наташе было сделано множество предложений, как от российских, так и зарубежных специалистов «работать на них». Особенный интерес проявили японские ученые, которые за любые деньги хотели купить «Наташино знание языков». Девушку просто замучили, и она теперь вынуждена чуть ли не скрываться от психологов и лингвистов.

Свою судьбу Наташа хочет связать с профессией архивариуса. Она хочет изучать древние книги, потому что ей «нравится, как пахнут древние манускрипты». Но думается, что ее предназначение гораздо масштабнее.

Елена НИКИФОРОВА

Пожалуйста, прокомментируйте опубликованный на данной странице материал и поделитесь своим опытом. Нам важно ваше мнение!


© 2010. Все права защищены.
Публикация материалов сайта разрешена при условии ссылки на Полезное знание