Непознанное / Места силы Китеж Над
Волгой спускался туман. Круизный лайнер начал стопорить ход. У крутого берега
влажное облако неожиданно рассеялось, и мирно завтракающие туристы застыли с
открытыми ртами: над водой возникло видение дивного города, сверкающие башенки и
своды его дворцов сияли нездешним светом. Спустя мгновение над рекой послышался
нежный хрустальный звон, словно тысячи колокольчиков раскачивал легкий ветерок. Тридесятое государство Разное говорят легенды об этом потайном городе. Если верить первой, то Китеж - и не город вовсе, а сокровенная страна, сказочное тридесятое государство, место обитания языческих богов, хранителей матушки-Руси. И никто, кроме самих богов, не может попасть в Китеж. Но с той самой поры, как славяне переменили веру, крестившись в водах Днепра, языческие хранители Руси закрыли дорогу в свою обитель. Согласно второй версии, в XIII веке, когда на Русь вторглись войска хана Батыя, остатки русской армии укрылись в Китеж-граде. Двое суток несметные орды татар пытались штурмом взять город, но каждая попытка оканчивалась неудачей. К началу третьих суток в живых остались единицы осажденных. И тогда взмолились они Богу о спасении Китежа от поругания. Услышана была их молитва: на глазах у изумленных ордынцев воды озера разомкнулись, разверзлась земля и поглотила святой город со всеми его церквями, хоромами и людьми. С тех пор Китеж в русской истории стал прообразом рая, куда мечтает попасть всякий праведник. А по третьей версии, в Китеже было тайное хранилище книг и реликвий, диковинных растений и их семян и всего, что является реликвиями славянского рода от начала времен. Говорят еще, что когда обитатели Аркаима переселились с Урала на берега озера Ильмень, то свое новое святилище возвели на реке Мологе, что впадает в Волгу. И назвали его Китежем. Вокруг Европы на реку Смородинку И все же самое первое упоминание о Китеже, как установили исследователи, содержится в предании о языческом боге Велесе. Будто за время долгой борьбы с темными силами у того ожесточилась душа, и он собрался отправиться в небесную Сваргу, дабы очистить себя от гнева и скорби. Небесная Сварга - обитель богов, которые охраняли Русь. В обители этой бьет родник с живой водой. Там же находится Ирийский сад с диковинными животными и растениями. Сама же Сварга, согласно легенде, находится на речке Смородинке, притоке Pa-реки. Чтобы в эту Сваргу попасть, «можно пойти прямым путем, сначала по Pa-реке, затем по Смородинке, или вторым, более длинным, но хорошо известным: вокруг Европы, а затем подняться по одной реке и спуститься по другой». Pa-рекой в древности называли Волгу. АСварга, согласно преданиям, и есть Китеж-град - храмовый город славянского пантеона. Хоровод с богами В 2002 году исследователи наткнулись на внушительный пласт археологических памятников, косвенным образом указывающих на то, что на дне озера находятся руины древнего городища. Возникла идея исследовать архивы краеведческого общества в Бежецке, чтобы отыскать сведения о Китеж-граде. И снова - удача! Были обнаружены письменные источники, которые проливают свет на причину возникновения легенд о Китеже и его таинственном исчезновении на дне озера. Согласно полуистлевшим рукописям, Китеж стоял на этих землях задолго до прихода хана Батыя. Со времен принятия Русью христианства язычество ушло в подполье. Крепко держались славяне за веру предков. Но дабы не входить в конфликт с официальной властью, славянские жрецы со своими реликвиями и тайными знаниями затворились в тверских лесах в междуречье Мологи и Волги. Здесь они возвели город, куда не вели торговые пути, где не селились ремесленники. Здесь было место Силы. Так продолжалось несколько столетий. Жрецы жили в лесном городе под охраной языческих богов. В сокровенное поселение тайными тропами пробирались простые люди, приносили богатые дары. Грянуло татарское нашествие. Сгустились тучи и над Тверской землей, где среди лесов жили языческие боги. Поняв, что сражения не избежать, тверской князь Юрий Всеволодович с искренним раскаянием решил припасть к святыням отцов. Но было поздно. Дабы не оставлять на поругание святыни, языческие жрецы решили Китеж затопить, благо он находился в низине между двумя реками. Так и оказался он погребенным под многометровым слоем воды. Но многочисленные паломники продолжали стекаться к священному месту со всей языческой Руси. Китеж оброс легендами и поверьями: как на утраченном месте Силы обрести спасение. Возможно, так появилось и поверье, что, если женщина вокруг озера проползет на коленях, боги сохранят жизнь ее мужу, сыну или брату, ушедшему на поле брани. Говорят, в годы Великой Отечественной войны многие, таким образом, пытались защитить своих любимых... Споры о неведомом Никакого Китежа на Светлояре не было, утверждают ученые-технари. И быть не могло! Потому что площадь Светлояра для города слишком мала: всего 0,15 квадратных километра, а глубина - 32 метра - слишком велика, чтобы говорить о затоплении. Озеро образовалось на месте падения метеорита. Конечно, и сей гипотезе имеются неопровержимые подтверждения. Другие исследователи возражают: а как быть с фактами, что озеро образовалось в результате внезапного сдвига почвы, который произошел аккурат в те времена, когда исчез град Китеж? И тоже предъявляют свидетельства своей правоты. Но, честно сказать, поколениям людей до этой правоты нет дела. Потому что без Китежа нет России. И по сию пору девушки водят на берегу Светлояра хороводы в ночь на Ивана Купалу. И как всегда, так и теперь «сходятся на берегу Светлояра толпы людей, стремящихся хоть на короткое время отряхнуть с себя обманчивую суету и заглянуть за таинственные грани. Здесь, в тени деревьев, под открытым небом день и ночь слышно пение, звучит распевное чтение, кипят споры об истинной вере. А на закатных сумерках и в синей тьме летнего вечера мелькают огни между деревьями, по берегам и на воде. Благочестивые люди на коленях трижды ползут кругом озера, потом пускают на щепках остатки свечей на воду, и припадают к земле, и слушают. Усталые, между двумя мирами, при огнях на небе и на воде, они отдаются баюкающему колыханию берегов и невнятному дальнему звону... И порой замирают, ничего уже не видя и не слыша из окружающего. Глаза точно ослепли для нашего мира, но прозрели для мира нездешнего... А кругом стоят и смотрят с удивлением те, кто стремился, но не удостоился по маловерию... И со страхом качают головами. Значит, он есть, этот другой мир, невидимый, но настоящий...» Так описал свои впечатления от свидания с Китежем В. Г. Короленко. И правда, какая разница: падал сюда метеорит или не падал. Главное, что в самом сердце России есть место, где человек обретает надежду и силу. Дмитрий СОКОЛОВ, Олег КУРБАТОВ |
Пожалуйста, прокомментируйте опубликованный на данной странице материал и поделитесь своим опытом. Нам важно ваше мнение! |
© 2010. Все права защищены. |