Психология


Характер человека - залог его судьбы

Очень часто в беседах с людьми доводится слышать о том, что у кого-то сильный характер, у кого-то скверный характер, а у кого-то он добродушный... Людям свойственно оценивать окружающих и себя, в том числе давать определение характера того или иного человека. Вспомним только характеристики с мест учебы и работы - это краткие формулировки, имеющие своей целью отразить поведенческую и внутреннюю психологическую составляющую отдельного человека, они служат ничем иным, как описанием человека, а также некоторой оценкой его потенциала и возможностей. Кроме всего прочего, учеными, астрологами, мистиками разработана масса систем, которые позволяют определять характер человека по телосложению, почерку, цвету глаз, чертам лица, знаку зодиака и т.д.

Так что же такое характер, является ли он врожденным качеством или приобретается человеком вместе с жизненным опытом, как он соотносится с нашей личностью и темпераментом, что позволяет людям судить о характере того или иного человека? Попробуем ответить на эти вопросы.

Этимология слова «характер» возносит его к греческим корням, дословный перевод - «печать, зарубка». То есть, получается, что характер - это совокупность постоянных черт человека, на основе которых выстраивается индивидуальная линия поведения и психологических реакций личности.

Исследуемое нами понятие больше относится к психологической сфере. Но и здесь, пытаясь раскрыть сущность «характера человека», мы встречаемся с некоторыми трудностями. Поскольку психологию нельзя отнести к четко детерминированным наукам, то определение «характера» человека как понятия в этой связи тоже слегка размыто. Так, в разных источниках можно заметить синонимичность в употреблении описания личности, характера, темперамента, а также индивидуальности - это связано с тем, что иногда в контексте употребления, слово «характер» выражает собой не только постоянные качества, присущие человеку, но и более широкий охват признаков, составляющих в совокупности саму индивидуальность. Однако следует отметить, что все-таки существует некоторая грань между всеми этими понятиями, хотя они тесно связаны меду собой.

Остановимся на рассмотрении «характера» в узком понимании этого слова. При таком рассмотрении становится очевидно, что от «личности» «характер» отличается отсутствием некоторой динамики: там, где есть развивающаяся личность, нельзя говорить о развивающемся характере, хотя изменения в нем допустимы, но не путем развития, а путем воспитания в человеке определенных качеств, которых ранее не было. Характер рассматривается в сравнении с личностью как устойчивая система или внутренний стержень, о чем и говорит само происхождение слова. Структура же понятия "Личность" включает в себя, помимо указанных составляющих, такие изменяющиеся показатели, как возраст, социальное положение, жизненные цели и стремления, а также многое другое. Если в характере возникают изменения, то протекают они чаще всего неосознанно, но иногда человек сознательно работает над собой. Основные же, базисные черты, закладываются еще в далеком детстве и можно с уверенностью утверждать, что к 5-6 годам ребенок уже имеет свой собственный характер. Как правило, новые черты характера наиболее быстро и полно проявляются в человеке, если они схожи с уже существующими. После тридцатилетнего возраста кардинальные изменения характера происходят с большим трудом. Может быть, поэтому в народе есть пословица о том, что горы и реки изменить легко, а характер человека - трудно.

В чем же разница характера и темперамента? Изучение этого вопроса приводит к выводу, что понятие «характер», в отличие от «темперамента» имеет оценочно-прикладной смысл. Так, например, если мы рассматриваем в одной связи и характер, и темперамент, то индифферентный характер может соответствовать вялому темпераменту или резкая черта темперамента - агрессивному характеру. Тип темперамента, как особенность психо-динамических реакций человека унаследованных от одного из родителей, изменить нельзя, но человек с сильной волей может контролировать и корректировать отрицательные черты своего темперамента, что в следствие определяет характер. О сложности определения характера говорит то обстоятельство, что в отличие от общепринятой в науке классификации темпераментов (холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик) попытка деления людей на типы характера дает очень сложные классификации, ведь мало того, что число черт характера очень много, так каждая из черт имеет разную количественную степень выраженности. В настоящее время нет общепринятой классификации типов характеров, хотя за всю историю разработки этого вопроса было предпринято много шагов по созданию единой определяющей шкалы. Наиболее известная классификация предложена Карлом Густавом Юнгом в работе «Психологические типы» 1921 года. Здесь автор классифицировал всех людей по преобладающей направленности на внешний или внутренний мир (экстравертивный и интровертивный типы). Такая классификация, несмотря на кажущуюся простоту, основана на сложных, противоборствующих взаимоотношениях сознательного и бессознательного в психике человека.

Если говорить об индивидуальности, она по своим свойствам составляет все приобретенные и врожденные черты, заключая в себе как темперамент, характер, так и личность человека.

Итак, придерживаясь выведенных выше различий, можно выстроить определенную иерархию, позволяющую увидеть место характера в индивидуальности. Так, если темперамент - это врожденное психодинамическое качество человека, то характер уже является некоторой «надстройкой» проявляющегося в общественной среде темперамента и в то же время фундаментальной составляющей личности. И поскольку эта «надстройка» не является врожденным свойством, в отличие от темперамента характер можно воспитать. Так с раннего детства определяется база, на которой строится наше дальнейшее взаимодействие с миром.

В разных культурах представление о «хорошем» и «плохом» характере зависит от разных категорий качеств, ведь оценка дается исключительно людьми, составляющими окружение человека. Во многих известных нам культурах подобные характеристики перекликаются, но все же практически всегда есть возможность говорить об особом менталитете, присущем той или иной культурной общности людей. В христианской традиции, к примеру, безусловными добродетелями считаются кротость, благочестие, любовь, милосердие, смирение, скромность, искренность. Исходя из этого списка, можно без труда вывести характер человека, который будет считаться положительным. В древнеиндийской литературе, представленной "Бахават-Гита", правильные качества характера человека, которые ведут к освобождению, даются в следующем перечислении: смелость, чистота жизни, решительная и постоянная практика раджа-йоги, великодушие, самоконтроль, жертвенность, усердие, самодисциплина, прямота, безвредность, правдивость, отсутствие гнева, отрешенность, миролюбие, воздержание от клеветы, сострадание к живому, щедрость, мягкость, скромность, упорство, героизм, прощение, твердость, чистоплотность, отсутствие злобы, и не слишком большая гордость.

Подводя итог, можно сказать, что характер - это залог судьбы человека, потому что на нем строится вся его поведенческая составляющая: жизнь состоит из поступков, а тот выбор действий, который человек осуществляет на протяжении всего своего существования, в свою очередь, обусловлен характером. И поскольку характер не развивается и не приходит с опытом, а воспитывается - вся власть над судьбой в Ваших руках! Менять что-то действительно трудно, но при осознании необходимости этой перемены и готовности действовать - нет ничего невозможного!

Наталья Сазонова

Пожалуйста, прокомментируйте опубликованный на данной странице материал и поделитесь своим опытом. Нам важно ваше мнение!


© 2010. Все права защищены.
Публикация материалов сайта разрешена при условии ссылки на Полезное знание