Дети
мУчение с пелёнок
Наверное, сейчас нет таких родителей, которые бы не слышали о «методиках
раннего развития детей». Детские журналы утыканы рекламой «кубиков Зайцева»,
«карточек Домана», «вальдорфских игрушек» и прочих чудо-приспособлений, с
помощью которых ваш младенец «гарантированно научится читать раньше, чем
проситься на горшок». Стоит весь этот развивающий арсенал очень дорого: «кубики
Зайцева» и «карточки Домана» в среднем по тысяче (!) рублей, книжки типа «Раннее
развитие ребенка от утробы до года» тянут на 300–400 рублей за экземпляр (на эти
деньги можно купить большую пачку памперсов)…
Я держалась почти год, пока не наткнулась на следующее объявление: «Специалист
по раннему развитию протестирует вашего ребенка, начиная с трех месяцев на дому,
и подберет соответствующую методику». С трех месяцев! Значит, мой младенец ходит
неразвитым уже столько времени! Позвонила, вызвала «развивателя», помыла ребенку
шею и стала ждать…
«Буквы вредны!»
ХОТЯ мы и заплатили 300 рублей за «творческий осмотр», специалист к нам пришел
хмурый, как бесплатный районный врач. Недовольство начал выражать прямо с
порога, увидев наклеенные на дверь самодельные картинки с животными и нехитрыми
надписями типа «собака, гав-гав». «Это что еще? Снять немедленно! У ребенка
закрепится стойкий стереотип. Он будет собаку ассоциировать с вашим сомнительным
художеством и на улице спаниеля не идентифицирует». Второй стресс подстерегал
«развивателя» на кухне, у нас там на холодильнике налеплены магнитные буквы,
ребенок любит их хватать, грызть и даже пытается называть. Оказалось, только
«темные» родители учат малышей чтению по буквам, все просвещенное человечество
уже давно перешло на слоги, которые детям запоминать гораздо легче. Третий
стресс ждал уже нас: как выяснилось, в год и два месяца вовремя развиваемый
ребенок уже должен говорить простыми фразами, собирать головоломки и
«ассоциировать до 100 предметов быта и обихода», а наш только ключи жует и рюмки
из бара таскает!
Дальше началось страшное. Специалист-надомник достал из спортивной сумки
пирамидку, кубики и несколько маловразумительных игрушечных зверьков и принялся
приставать к ребенку со словами: «Ну-ка, соберем пирамидку!» и «Ну-ка, где тут у
нас мишка, а?» И если с кубиками-пирамидками ребенок лихо справился, то при
приближении грязно-бурых игрушек заревел и сбежал в детскую. Дяденька
удовлетворенно улыбнулся: «Ребенок у вас очень способный, вон глаза какие умные,
но неорганизованный. Не развивать его — преступно, просто придется приобрести
несколько методик. В вашем случае трудно рекомендовать что-то одно». Как только
за ним захлопнулась дверь, зареванный ребенок тихо вынес из детской мишку,
только своего, большого и красивого…
Полушарие в опасности
ПРИСЛУШАЙТЕСЬ, о чем говорят бабушки вокруг песочниц? «Витенька уже арабский
алфавит выучил», «Машенька много капризничает, но уже до тысячи считает». Кто
раньше, кто быстрее, кто способнее? Престижно и современно дрессировать ребенка
с пеленок с помощью цифр и букв, лучше — иностранных. Именно дрессировать —
потому что «чтение» до трех лет осознанным быть не может. Конечно, кому из
родителей не хочется похвастаться трехлетним малышом, читающим и считающим, как
первоклассник?
Детские психологи предупреждают: чересчур раннее обучение счету и письму может
сильно навредить хрупкому детскому мозгу. Левое полушарие, как известно,
отвечает у человека за логику и интеллект, правое — за воображение, интуицию и
образное мышление. Активно нагружая цифрами и буквами левое полушарие, вы тем
самым тормозите развитие правого, очень важного для ребенка! Не развив в должной
степени в себе фантазерства и сочинительства, он никогда не сможет творить.
Будет прекрасно считать и писать, но ничего нового ни в одной области изобрести
не сможет!
Еще один подводный камень излишне раннего умственного развития — отставание в
развитии социальном. Ребенок, с пеленок загруженный складыванием букв и
сортировкой карточек, меньше общается со сверстниками. За каждый «дый
«развивательный подвиг» родители им восторгаются, но потом в школе
детям-вундеркиндам трудно адаптироваться: тут учителя не целуют за успехи в
чтении, да и друзей одной способностью складывать в уме трехзначные числа не
завоюешь. Что же делать? Забыть о собственных амбициях и задуматься о том, что
интересно и полезно прежде всего РЕБЕНКУ.
Во-первых, сочетать обучение с игрой. Учиться читать, писать и считать не по
таблицам, а вместе с плюшевым бегемотом. Собирать не просто головоломку «Домик»,
а сочинять, что именно в нем поросята спрячутся от злого волка, — детям это
ужасно нравится. Не только выкладывать по любой из методик слово «заяц», а сразу
обсуждать — какой именно? Шоколадный, троллейбусный или дикий вариант кролика?
Во-вторых, создавать маленькому ребенку максимум возможностей для творчества.
Разрешать играть с глиной и водой, хотя они и грязные. Рисовать руками.
В-третьих, заниматься по возможности в детском коллективе — вместе буквы учить
веселей. Кроме того, если вы мечтаете об успешной карьере для своего ребенка (а
ведь наверняка мечтаете!), задумайтесь вот о чем. Помимо собственно интеллекта
для социальной успешности очень важны… нужные связи. А приобретать их малыш
научится, не сортируя карточки, а лепя в песочнице куличики с соседскими
Машами-Петями. Как видите, очень даже развивающее занятие…
Ольга КОСТЕНКО-ПОПОВА
|