Дети
Родная кровинка
Российские врачи столкнулись с опасным фактом: резким ростом детских
диагнозов, констатирующих нервно-психические и психосоматические заболевания.
Это означает увеличение числа неврозов, заикания, депрессий, бронхиальной астмы,
сахарного диабета, энуреза, задержек речевого и умственного развития. Психиатры
говорят, что заболевания эти возникают не на ровном месте — у детей нарушена
эмоциональная сфера. Попросту сказать, они несчастны. В большинстве случаев
материальное и социальное положение семьи не играет здесь определяющей роли.
Могут ли детская психиатрия, психотерапия и психология адекватно реагировать на
ситуацию? Обратима ли она? И вообще чего не хватает современному ребенку, что
делает его психику легкоуязвимой? Один из самых известных детских психиатров
России, специалист с полувековым стажем, профессор Борис Зиновьевич ДРАПКИН
утверждает: агрессивность или угнетенность ребенка — это его крик о помощи. О
помощи и любви. Прежде всего, материнской. Недаром свой метод, в эффективности
которого убедились и тысячи родителей, и практикующие врачи, и медицинские
чиновники, он назвал «Лечение материнской любовью».
— Между матерью и ребенком навсегда остается тесная психоэмоциональная связь.
Она возникает, когда мама принимает решение завести маленького, и не прерывается
с перерезанием пуповины. В организме ребенка существует память о внутриутробном
развитии. Материнские слова и эмоции «работают» на химическом уровне. Если во
время беременности мама спокойна, уравновешенна, доброжелательна, то и ребенок
получает через общую кровеносную систему гормоны радости. Мама печальна или, не
дай Бог, раздражена — ребенок «химически» грустит вместе с ней, получая
угнетающие нервную систему вещества. Но самое важное — материнский голос. Голос
может творить чудеса, влияя на биохимические и физические процессы детского
организма.
— Суть вашего метода — лечение именно с помощью материнского голоса? —
С помощью материнской любви и, конечно, ее голоса. Задача — наполнить ребенка
материнской любовью. Ее состояние — это его состояние, и возраст ребенка здесь
не имеет большого значения. Мысли матери, а мысли материальны, передаются ему
даже на расстоянии. Сам был свидетелем: ребенок в Новосибирске, мать в Москве.
Все хорошо у мамы — и ребенок чувствует себя великолепно. У мамы неприятности —
бабушка «докладывает» по телефону: сын нервничает, плачет. А уж когда мама и
ребенок рядом, настрой мамы, мельчайшие интонации ее голоса оказывают мощнейшее
воздействие.
— Как на практике выглядит лечение? — Главное — обучить мам
положительному влиянию на детей. И я, и мои ученики помогаем освоить им базовую
модель методики. Потом создается индивидуальная программа для каждого ребенка, в
зависимости от его состояния и заболевания. Программа состоит из тщательно
проверенных на практике, годами «отшлифованных» фраз. Само лечение мама проводит
со спящим ребенком примерно через полчаса, как тот заснет. Мама читает фразу с
листа и мысленно ее повторяет, настраивается на текст. Потом произносит вслух,
стараясь вложить в каждое слово свою любовь. Если при этом ребенку неспокойно
спится или даже он проснулся, значит, что-то в маминых мыслях и интонациях не
так. Надо остановиться и скорректировать себя.
— Ваш метод сродни гипнозу? — Отнюдь. Да, это материнская суггестия
(внушение). Но она совершенно безопасна, потому что мама не может принести
своему ребенку вред по определению. Конечно, если мама раздражена, недовольна,
больна, ни о каком лечении не может быть и речи: все передастся ребенку.
— Наверное, с мамами бывает сложнее, чем с детьми? — Конечно. Я всегда
говорю матерям: «Не будем разбираться в том, что вы делаете не так. Решим, что
надо делать правильно». Методика внушения в состоянии сна позволяет вводить
огромный объем информации. А детский мозг потрясающе ее усваивает. Общий
психоэмоциональный настрой, установка на здоровье и радость воспринимаются
великолепно.
— Как вы относитесь к традиционным и, наоборот, новомодным
психотерапевтическим методам?
— Всегда надо помнить, для чего, когда и кому назначается та или иная терапия.
Ведь детский мозг незрел, его клетки недостаточно устойчивы и работоспособны.
Мозг бурно развивается, он
склонен к парадоксальным реакциям на внешние воздействия, как лекарственные, так
и психологические. Например, ребенок возбужден. По логике надо дать ему
успокаивающие препараты. А ребенок еще больше возбуждается.
Гипноз, модные нынче экстрасенсы и колдуны — их действие на детскую психику еще
пагубнее, чем лекарственное. После недоброй памяти телесеансов Кашпировского нам
приходилось выводить детей из тяжелых реактивных состояний.
Я скептически отношусь и к западноевропейским методикам. Не потому, что они
неэффективны. Во-первых, мы их очень плохо знаем. Во-вторых, западные психиатры
и психоаналитики не получают таких результатов, как мы. Лечим таких детей, на
которых академическая психиатрия поставила крест.
— Например?
— Открывается дверь в кабинет, мама вталкивает дико орущего семилетнего сына. Он
моментально залезает под стол и там воет. В уважаемых академических клиниках ему
поставили все возможные диагнозы. Настоящий, «махровый» шизофреник: пытался
выброситься из окна, терзает окружающих, страдает бредом, навязчивостью,
недержанием мочи и кала. Единственное, что у ребенка на уровне, это интеллект.
Дело было в июне, а в сентябре он пошел в школу без единой жалобы. Мама
оказалась мне хорошим союзником, поверила. Случаю этому более пяти лет.
Беседу вел Серафим БЕРЕСТОВ
|