Дети
У детей свой кризис
Примерно в три года (кто-то позже, кто-то раньше) ваш ребенок вступает в
первый переходный период становления личности. Послушный малыш превращается в
неуправляемого, своенравного и капризного, начинает делать все вопреки
пожеланиям. От кого же он «набрался» такого поведения?
Посмотрите на себя, уважаемые родители. Ваше чадо как губка впитывает в себя
именно ваши негативные внутрисемейные высказывания. Поэтому чаще вспоминайте
мудрое народное изречение: «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива!»
Если ребенок в семье один, он может попытаться «воспитать» родителей, чтобы все
выполнялось «под него и по его воле». Здесь необходимо проявить жесткость и
ненасильственными методами (по возможности) показать «кто в доме хозяин».
Разумнее всего сочетать методы кнута и пряника, но не перегибать палку.
Кроме того, надо предвидеть и конфликт старшего ребенка с младшими. Старший
будет (и не без оснований) считать, что ему родительской любви и заботы
достается меньше, чем младшему. То есть, родителям нужно уделять максимум
внимания каждому.
Старайтесь понять вашего ребенка. Если не получается, попросите его самого
объяснить суть проблемы.
Затем попробуйте переубедить, в мягких, но понятных выражениях, что вам хотелось
бы, чтобы он вел себя так, а не иначе. Рекомендательная методика. Но не
командирская.
Предоставьте малышу больше самостоятельности. В том числе в выполнении бытовых
повседневных забот: помыть посуду, полы, обувь, постирать носовые платки и
носочки. Пусть не все будет получаться, но ребенок будет гордиться тем, что он
выполняет обязанности взрослых людей.
Если ребенок говорит неприличные, даже нецензурные слова, по возможности
изолируйте его от мест, где он может их услышать, спокойно объясните малышу, что
так говорить нельзя, а лучше сказать вот так и так. А главное — никогда не
употребляйте эти словечки в семье.
Помните, что если вы сейчас не научитесь договариваться с ребенком, общаться с
ним на равных, в следующий переходный период проблемы воспитания встанут гораздо
острее.
А лучшим способом достижения взаимопонимания я считаю совместные игры. Какие —
придумайте сами. Или спросите у ребенка в минуту конфликтной ситуации, в какую
игру он хотел бы поиграть сейчас. И примите его таким, какой он есть.
Владимир СТАРОДУБЦОВ, врач
|