загрузка...

Непознанное


Приметы и суеверия

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

 

Домашние и хозяйственные правила и запреты

Родильная обрядность

Баня

 

Домашние и хозяйственные правила и запреты

 

Березу не садят против переднего угла избы, где божница. У переднего угла нельзя березу садить — выживут из дома.

Если что найти не можешь, то надо сказать:

«Черт, черт, поиграй, да отдай».

Самим хозяевам спиливать нельзя деревья в своем саду — плохо будет.

В этом случае правило как бы напоминает о Мировом Дереве.

Дерево мировое — образ-символ, отражающий целостный взгляд на мир и на место в нем человека. Как символ единства мира, включающего небо, землю и подземный мир. Дерево мировое выступает в качестве своеобразного центра культурного пространства, места порядка, уравновешенности и блага. По представлениям древних славян, в центре Вселенной (или на окраине земли, «у лукоморья») возвышается гигантское дерево, упирающееся макушкой в небеса, а корнями достигающее царства мертвых. Дерево мировое — преимущественно дуб. Но в этом качестве выступали и береза, ива. Они часто фигурировали в весенней и летней обрядности: во время первого выгона скота, в зеленые святки и в др. Мифологический смысл Дерева мирового в Древней Руси проявлялся в воздвижении столба с колесом-солнцем над ним, иногда добавляли и месяц.

Отзвуки представлений о Дереве мировом наблюдаются и в сказочном дубе, который вырос от земли до неба; в дереве, по которому боги спускаются на землю, а герой сказки, взбираясь по нему, попадает на небо и добывает чудодейственные предметы.

Говорят, пол нельзя «пахать» после обеда, будешь «пахать» — хозяина выметешь.

В понедельник не выезжали сеять, вообще работать.

Кататься на санках можно было только на Масленицу, иначе, говорили, «закатитесь в смольную яму».

В Духов день дома работали, а землю не копали. Считалось, земля именинница.

Лишнюю ложку принесешь — лишний рот будет, нечистая сила с тобой сядет. Моя мать всегда говорила: лишнюю ложку положишь — немытый (черт или леший) садится есть.

Нельзя чай без блюдца пить: говорят, замуж выйдешь, дак скоро овдовеешь. Ложка упадет — женка придет, вилка упадет — женка — сплетница придет, а нож упадет — мужик.

Если саженое дерево срубить — дак человек помрет, говорят. Со стола нельзя стирать ни рукой, ни бумагой — только тряпкой, а то шум будет в доме, ссора.

Через стол ребенка голого нельзя передавать.

Через руку наливать нельзя (к ссоре).

Через печную заслонку открытую ничего брать нельзя.

Голыми руками брать ничего не надо, ни покупать, ни продавать. Все в рукавицах торговали.

На ночь деньги нельзя давать, а то водиться не будут. В среду и в пятницу платье не стираем. Понедельник тоже тяжел. Благовещенья весь год опасаются (замечают, на какой день недели он выпадает, этот день весь последующий год считается тяжелым). Даже в новые хоромы не переходят, жать не начинают.

В пятницу и среду — как кровью моешься: Иисуса Христа на кресте распяли. В воскресенье мыться нельзя. В субботу мылись, чтобы к воскресенью очиститься и идти в церковь.

В Благовещенье говорят: «Курочка яичко не несет, девушка косы не плетет». Хозяйка не должна ножницы видеть, иголки брать в руки, скотину из дому выпускать.

Прясть нельзя в воскресенье и в праздник, а вязать можно.

В Духов день земля — именинница. Земли не задевай. Ходить - ходи, а ничего не делай.

В Духов день нельзя бегать.

 

Родильная обрядность

 

Как женщина родит, шесть недель не может наряжаться, ходит в пестрядиннечке, да в пестрой рубашке. «Шестинедельница»  — пока молитва не взята. Свекор и свекровь не разрешали наряжаться, а теперь разве слушают.

Когда ребенок родится, его пеленки на улицу не вешают: «лягается» на улице - ребенок ужасное поведение будет. Пеленки шьют из старой рубахи - до одного года из нового не шили. Шьют на редкий стяг (на «живую нитку»).

Мать, как родит, одну в баню не пускали. И в амбар, и к колодцу шесть недель не пускали. Нельзя. Молитвы надо было читать.

Беременной женщине нельзя пинать кошек и собак (так как они щетинятся) — у ребенка может появиться щетина.

Говорят, как в положении ходишь, человек умрет, так к этому, к покойнику, нельзя ходить. Это влияет на ребенка — может мало жить, помрет.

Нельзя беременным через собаку или кошку переступать, а то у ребенка «щетинки» быть могут, с которыми боролись сочнем ржаным «неживучим» (не пышным).

 

Баня

 

Баня считалась нечистым, «поганым» местом, как и вода в ней. Поэтому и полагалось обмыться после бани чистой водой. Поскольку место нечистое, то в бане совершали ритуальное поминовение навий и упырей. Здесь же гадали в зимние святки с привлечением нечистой силы. Вместе с тем именно в бане человек смывал с себя все напасти и болезни, порчу и наваждение вредоносных сил. В бане совершали очистительные ритуалы. Обязательным считалось мытье в бане накануне, и после свадьбы, после празднования Масленицы. В день накануне Купалы пол в бане застилали свежей травой, парились ритуальными вениками, связанными из целебных трав и веток различных пород деревьев, утыканных цветами.

Всегда старики говорили, что в бане живет банник. Его представляли и в виде кота со сверкающими глазами, собаки или лягушки. Когда впервые топили новую баню, бросали сверху на печь соль в виде жертвоприношения баннику. Ему жертвовали также черную курицу, кости которой закапывали под порогом. Мыться в бане предпочитали около пяти — семи часов пополудни,  но ни в коем случае поздно вечером, иначе банник и каменку разломает, и всю воду выльет. При входе в баню обращались с приветствием к баннику, а при выходе благодарили его: «Спасибо тебе, Байнушко, на парной байничек». Чтобы не сердить банника, старались во время мытья не греметь, не стучать и громко не разговаривать. Нарушающего этот порядок человека банник мог испугать, бросая камни с печи, и даже содрать с него живьем кожу. Если банник начинает сердиться, то моющимся людям следует двигаться к выходу задом наперед. Уходя из бани, оставляли баннику метлу, кусок мыла и воду в лохани, чтобы он мог помыться. Когда последний жар, три раза сходят в баню - четвертый не ходи: ему надо мыться.

Приговаривают, в баню идут: «Банный князь, Возьми нашу грязь, Дай нам чистое тело»

Обратно идут: «Спасибо, банюшка, обмыла». Метелка, мыло — в бане все остается. Воду в бане до конца никогда не выливают, чтоб хозяин помылся.

 

 

   

 

 

 


© 2010. Все права защищены.

Публикация материалов сайта разрешена при условии ссылки на "Полезное знание"