Психология


НЛП - три весёлых буквы

Несмотря на то, что НЛП уже отпраздновало свое тридцатилетие, вокруг него и по сей день огромное количество кривотолков и недопонимания. Всё ещё встречаются люди, которые полагают, будто НЛП - это что-то вроде танцев с бубном. Масла в огонь подливают слухи о том, что НЛП-еры используют загадочные модели прямого воздействия на бессознательное, обходят все защиты и прямо на тренингах запросто вводят людей в транс. Пришла пора расставить все точки над «Ё».

На самом деле НейроЛингвистическое Программирование - это, разумеется, никакое не шаманство, и даже не разновидность прикладной психологии, а целая эпистемология - строгая и систематизированная научная дисциплина.

Можно бесконечно рассуждать об истоках НЛП, об отцах-основателях, можно долго перечислять научные направления, послужившие базисом для создания НЛП, выискивая в нём элементы гештальтпсихологии Фрица Перлза, генеративной грамматики Ноэма Хомского, транзактного анализа Эрика Берна, гипнотерапии Милтона Эриксона, теории систем и т.д. и т.п. Всего этого в рамках данной статьи я делать не буду. Потому что, как закоренелого практика, археологические раскопки интересуют меня в последнюю очередь.

Главный принцип НЛП - эффективность, а Главный вопрос - «как сделать так, чтобы это работало и реально помогало людям». Пожалуй, с этого и начнём.

Весёлая наука

В отличие от большинства академических дисциплин, НЛП преподаётся весело, легко и с огоньком. На тренингах вы не встретите монотонно что-то бубнящих себе под нос лекторов и покорно засыпающих от скуки студентов. Наоборот: тренер обычно говорит не так много, предпочитая показывать и дать попробовать участникам сделать всё самостоятельно. Отсюда закон «70 на 30»: время на тренинге распределяется так: 30% теории и 70% практики. Иначе получается до боли знакомый вариант: «читал карате - всё знаю».

Одной из установок, работающих при изучении НЛП, является убеждение «мозги любят развлекаться», поэтому лучший способ донести серьёзную информацию до собеседника - рассказать ему соответствующий анекдот. Чем тренер активно и занимается.

Другой вариант - кейсовый подход: приведение примеров, случаев из жизни и реально произошедших историй. Однако за каждым анекдотом, притчей или жизненной историей стоит отработанная стратегия донесения информации.

В итоге уровень усвоения материала на порядок превышает среднеакадемический. А участники при этом ещё получают свою порцию позитивных эмоций.

Практическая ценность

Одна из базовых установок НЛП - постоянно задаваться вопросом: это работает? Если формально всё правильно, но в действительности применяемая техника почему-то не работает, отбрасываем эту технику и пользуемся другой, которая может быть совершенно «неправильной», но по какой-то причине работает исправно. Любое действие в рамках НЛП подчинено принципу эффективности: смысл любой коммуникации заключается в реакции, которую она вызывает.

Поэтому на тренингах всегда делается особый акцент на практическую ценность полученных навыков в реальной жизни. Отрабатываются жизненные ситуации участников - есть возможность решить свои личные задачи прямо на тренинге!

Моральность

Иногда люди, слышавшие что-то краем уха об НЛП, задают вопрос: а насколько моральным является подобное воздействие?

Многие думают, что психотехнологии НЛП - это всего лишь эффективный инструмент, который позволяет реализовывать те цели и планы, которые у человека уже имеются. Таким образом, рассуждают они, если цели и намерения не самые добросовестные, результаты для окружающих могут быть непредсказуемыми. Это слишком ограниченный взгляд, ведь НЛП - это в том числе и инструмент работы с самими целями.

В НЛП входит ещё и проверка на «экологичность» и согласованность целей. Соответственно, нередки ситуации, когда после применения техники НЛП человек свою цель меняет на более «экологичную», и потом с удовольствием её реализует по жизни. Например, была у Сигизмунда цель - «прогнуть» заказчика на определённую сумму, чтобы больше заработать.

После нескольких минут техники «трехпозиционное описание конфликта» выясняется, что, оказывается, сам заказчик - человек, в общем-то, неплохой, и даже в чём-то симпатичный. И вырисовывается более простой и гармоничный способ разрешения ситуации - поменять стратегию отношения с заказчиком: так, чтобы он ещё и своим друзьям Сигизмунда порекомендовал. Таким образом, зарабатывается больше денег, а отношения укрепляются и становятся более гармоничными - все стороны получают то, что хотели.

Более того, именно систематическое применение техник НЛП в реальной жизни даёт осознание того, что самая выгодная стратегия - это позитивные намерения, поскольку в этом случае человек, которому вы помогли, будет вам благодарен.

Действительно, НЛП помогает овладеть иным, более высоким уровнем воздействия на окружающих. Поскольку вся наша жизнь, так или иначе, с воздействием связана, и не воздействовать (или - другими словами - не манипулировать) по сути означает «не общаться с окружающими», можно с уверенностью сказать, что НЛП действительно грамотно и экологично манипулировать учит. И распознавать манипуляции, кстати, тоже. А теперь задумайтесь - чего вы хотите: научиться манипулировать изящно, красиво, к пользе своей и окружающих, или продолжать манипулировать «по старинке» - так, как привыкли? И уже в зависимости от ответа принимайте решение: нужно ли вам НЛП?

Антон Безмолитвенный

Пожалуйста, прокомментируйте опубликованный на данной странице материал и поделитесь своим опытом. Нам важно ваше мнение!


© 2010. Все права защищены.
Публикация материалов сайта разрешена при условии ссылки на Полезное знание