загрузка...

Дети


Да здравствует кризис!

 

Возрастные кризисы - так ли они страшны? Надо ли с ними бороться, пытаться их обойти или их роль в становлении личности все-таки можно оценить со знаком плюс? Многие исследователи считают эти кризисы этапами становления человека, а иногда и перерождения, углубления своего «Я».

Значение кризисов особенно велико в детстве. Вспомним хотя бы переходный возраст, в самом названии которого заложен кризис, переход. Эти моменты пережил каждый. Главное здесь — обновление на выходе, преодоление себя, шаг к более мудрому пониманию жизни, словом — оживление диалога между «Ты» и «Я», что мы ведем все время.

И прежде всего это касается наших детей. Ведь главный диалог родительской жизни - это диалог с ребенком, в котором наше «Я» говорит с его «Я». Здесь важнее всего научить маленького человека пережить кризисы, не бояться их. Ведь порой и сама идея - «Я сам» может напугать.

В опытах профессора Уильяма Льюиса, директора Института исследования детского развития штата Нью-Йорк, две девочки 12 и 14 месяцев играли с родителями. Сначала поодиночке, потом вместе родители выходили из игры, девочки понемногу привыкали оставаться одни и спокойно продолжали играть друг с другом. Затем искусственно создавался кризис - в игру включался незнакомый девочкам человек. По замыслу исследователя это должно было заставить девочек оценить отсутствие родителей, свое одиночество и - свою самостоятельность. Включение в игру незнакомца вызывало немедленный крик и слезы. Все это продолжалось до тех пор, пока он не ушел. Оказалось, что самостоятельность - это страшно. Страшно одному войти в комнату, страшно потеряться, страшно оказаться в темноте, когда тебя никто не держит за руку. Ведь «Я сам» — это, прежде всего, преодоление, познание и воспитание себя. К 3 годам у ребенка появляется чувство отдельности своего «Я», своей отдельности от родителей. И чем дальше - тем сильнее рвется психологическая пуповина. Иногда нам самим при этом становится страшно - как, он все сам? Как бы с ним чего не случилось...

Но если вдуматься - что тут страшного? Детские кризисы — это торжество «Я» ребенка, его победы над собой — пусть не всегда легкие и бескровные. Становление человека — это непрерывная череда сражений, полоса боев, ставкой в которой является Личность. Именно борьба детей за свою личность является смыслом формулы «Я сам». Надо бы только взрослому в эти периоды быть внимательным к ребенку и, само собой разумеется, держать себя в руках, помня, кто они этому маленькому человеку.

Вот, вы видите, что сыну вдруг перестало нравиться то, что нравилось раньше, что он все делает назло, любые ваши запреты перепроверяет, непривычно долго дуется, когда ему что-то запрещают. «Когда же кончатся эти сюрпризы?» — раздраженно думаете вы. «Неужели мама с папой не понимают, что их помощь мне не нужна? - недоумевает при этом он. — Я ведь уже все умею, я все сделаю сам!» Он выделил себя как «Я» среди множества окружающих его людей, противопоставил им себя, подчеркнул свое отличие от них.

И хуже всего, что противниками детей в этих боях становятся их родители — пусть даже сгоряча, что ни в коей мере их не оправдывает.

Так давайте же будем союзниками нашего ребенка в его борьбе за самого себя. Только в союзе с нами он сможет преодолеть кризис, повзрослеть - и, значит, победить.

Андрей Калашников

 

 

 


© 2010. Все права защищены.

Публикация материалов сайта разрешена при условии ссылки на "Полезное знание"