загрузка...

Дети


Воспитание детей в иудаизме

 

Воспитание детей в иудаизмеДля своих родителей мы остаемся детьми, мы супруги, мы сами родители... Три роли - три различные системы поведения.

В отношениях со своими родителями мы часто выступаем в роли зависимых: следуем их советам (а иногда и подчиняемся прямым указаниям), выслушиваем их мнения, насколько хватает терпения. При этом мы далеко не всегда готовы вникать в глубинную суть их слов, оказываемся не способными черпать их мудрость, и только с годами начинаем понимать, какого богатства лишились.

В отношениях с собственными детьми лидерами уже становимся мы сами и видим свою роль в том, чтобы вдохновлять их на житейские подвиги, служить для них примером.

Отношения супругов являются сочетанием этих двух ролей, и самое трудное - верно их распределить и соответствующим образом выполнять. Целью этих отношений является не руководство и подчинение, а равноправие, поддержка, вера друг в друга.

Тора говорит, что первая женщина была создана как существо независимое, того же уровня, что и мужчина, она была дана в «помощь ему, стоящему напротив», и ее судьба уже была переплетена с его судьбой.

Задача мужа и жены - помочь друг другу исполнить роли мужчины и женщины и максимально реализоваться в этих ролях. Задача нелегкая, особенно на первых этапах совместного пути, когда только идет взаимная «притирка». Чтобы преодолеть этот путь, надо научиться принимать и смиряться.

В понимании иудаизма семья не является, и никогда не была продуктом только человеческого интеллекта. Прежде всего, она - Божественное провидение, следовательно, в спектакле под названием «Институт семьи» мы играем те роли, которые подарил нам Творец. Именно Он предписал принципы семейной жизни с самого начала творения, а значит, наша миссия - с благодарностью следовать им, выполняя Его волю, осуществляя Его идею. Живя с этой идеей, мы обнаруживаем, насколько легче дается нам переключение с одной роли на другую.

Актер получает премию не потому, что определенная роль хороша или плоха, и не благодаря своим человеческим качествам (нередко злодеи играют героев и наоборот), а потому, что он предельно хорошо выполнил роль, задуманную и данную ему режиссером. То же самое происходит и тогда, когда мы вступаем в семейную жизнь. Выбор может быть (или поначалу казаться) хорошим или плохим, но в любом случае мы должны помнить о Том, Кто его нам предоставил, и постараться выполнить свою задачу.

В то же время в иудаизме существуют определенные правила и ограничения в семейной жизни, выполнение которых позволяют человеку не быть в абсолютной зависимости от данной ему роли, не раствориться в ней, сохранить свою индивидуальность.

Мы должны научиться в какой-то момент отойти, например, от родительской роли, перейдя больше к дружеским отношениям. Оставаясь в душе со своими детьми, мы при этом не обязаны полностью прирастать к ним, опекать их до старости, всю дорогу поддерживать тот велосипед, на котором когда-то научили кататься...

Нужно постараться именно с такими взглядами воспитывать детей, с самых ранних шагов готовить их к ролям, которые им предстоит играть в дальнейшем. При этом важнейшим навыком становится умение переключаться, чтобы в нужном месте и в нужное время оказаться в правильной роли.

Осознание Божественного аспекта в семейной жизни дает человеку силы, защищает его и его близких, помогает достойно выйти из любой самой сложной ситуации.

В иудаизме существует понятие духовной чистоты. Готовность строить свою жизнь в соответствии с ней является одним из важнейших критериев создания еврейской семьи. Будут ли будущие супруги соблюдать кашрут, шаббат, будет ли жена достаточно скромно выглядеть - утвердительные ответы на эти и многие другие вопросы, затрагивающие основы еврейского образа жизни, становятся и фундаментом новой семьи.

И еще один вопрос из разряда первостепенных: готовы ли муж и жена в таком же духе воспитывать своих детей?

Процесс воспитания начинается еще во время беременности. В это время желательно, чтобы женщина погрузилась в атмосферу гармонии, окружала себя цветами, слушала красивую музыку - все это благотворно влияет на будущего ребенка. И наоборот, тяжелый рок, лицезрение людей низкого уровня, отвратительных животных (крокодилов, акул и т. д.) оказывает на ребенка негативное влияние. Считается, что еще в утробе матери над ребенком стоят два ангела, которые учат его Торе, и эти знания «всплывают» в его сознании после рождения. Женщина в этот период уподобляется ковчегу, оберегающему скрижали. В быту это проявляется в еще большей скромности в одежде и поведении, в предельно лаконичном общении с мужем.

На первом этапе жизни ребенка мы, прежде всего, общаемся с его душой, которая, согласно традиции, не «сжимается» внутри тела, а просвечивает сквозь него. Как сделать, чтобы уважение, любовь к Богу закрепилось в сознании и чувствах маленького человека?

Достичь этого можно созданием атмосферы максимальной чистоты. В комнате малыша должны быть портреты мудрецов, молитвенники, книги Торы, должны звучать еврейские мелодии, и лучше, чтобы их напевала мама. Именно на маме лежит ответственность за эмоциональное состояние ребенка на первых порах его жизни.

Второй этап развития наступает в три года. Для мальчика он сопровождается первой стрижкой. Раньше из-за боязни нарушить тончайший баланс между душой и неокрепшим телом этого делать было нельзя (так же и в ведической традиции). Кроме того, его сознание уже подготовлено для восприятия мысли о глубоком духовном содержании этого ритуала. В три года на мальчика надевают кипу - символ того, что над ним существует Высшая сила, и цицит - напоминание о заповедях, которые следует исполнять. Его настраивают на то, что он - с радостью и благодарностью - должен произносить благословение на еду.

Девочка в три года скромным стилем своей одежды начинает больше походить на маму, зажигает свои первые субботние свечи. В этом тоже таится глубочайший смысл: она как бы освещает часть того пути, по которому ей предстоит пройти самостоятельно. Период до бар-мицвы у мальчиков и бат-мицвы у девочек характерен тем, что они постепенно, с помощью старших, наращивают навыки к учебе. Идет изучение Торы и языка, на котором она изложена, запоминаются молитвы. Надо сказать, что в среде приверженцев некоторых направлений иудаизма общеобразовательные дисциплины в этот период отступают на второй план.

Третий этап приходит с наступлением тринадцати лет у мальчиков и двенадцати у девочек. Тора считает этот возраст совершеннолетием, и, значит, отныне молодые люди способны и должны отвечать за свои поступки. Теперь уже они ведут за собой младших сестер и братьев и готовятся постепенно к супружеским отношениям. Они уже постигли ценность пребывания в этом мире, где главная их задача - служить Богу. Именно Он вместе с родителями является третьим «партнером» в процессе воспитания, именно к Нему обращены наши помыслы и молитвы в трудные минуты и в минуты счастья, в полной преданности и любви. И эти чувства передаются еврейским народом из поколения в поколение.

Мириам Рэйбин - мать шестерых детей, жена раввина. Родилась в России, высшее образование в области философии иудаизма получила в Нью-Йорке, живет в Торонто.

В своей работе педагога и консультанта в области семейной жизни и воспитании детей строит на основе рекомендаций Торы и иудейских мудрецов, а также изучает и использует лучшие современные научные наработки в психологии и педагогике, изучала и преподавала систему Монтессори, прошла полный курс восточной психологии.

 

 

 

 

 


© 2010. Все права защищены.

Публикация материалов сайта разрешена при условии ссылки на "Полезное знание"