Дети


Воспитание детей в христианстве

Воспитание детей в христианствеИз семейств составляется государство. Поэтому, «если отцы и начальники семейств, по выражению Апостольскому, непорочны, одной жены мужья, трезвы, целомудренны, благочинны, честны, хорошо управляющие домом своим, если в своем комнатном владычестве правильно и верно действуют разумно употребляемой властью, опытным словом, добрым примером; если содержат своих домашних в порядке и послушании» (1 Тим. 3), учат любви к Богу и к ближним, отслеживают и охраняют их нравы, то обретают семейное счастье, душевный покой и выполняют своё предназначение.

По слову святителя Иоанна Златоуста, брак стал для христиан «таинством любви», в котором участвуют супруги, их дети и Сам Господь. Совершение этого таинственного союза любви возможно лишь в духе христианской веры, в подвиге добровольного и жертвенного служения друг другу.

Для каждого из своих членов семья является школой любви как постоянной готовности отдавать себя другим, заботиться о них, оберегать их. На основании взаимной любви супругов рождается родительская любовь, ответная любовь детей к родителям, бабушкам, дедушкам, братьям и сестрам. Радость и горе в духовно здоровой семье становятся общими: все события семейной жизни объединяют, усиливают и углубляют чувство взаимной любви. Такое супружество становится благословлённым Богом.

Напротив, от нарушения законов семейной жизни, измен и погони за наслаждениями происходят дурные последствия для детей, общества и государства. Так, «неблагословенный» брак лишает благословения Божия семейство. Дети узнают, что их родители не уважали закона, и легко приходят к мысли, что и им не нужно уважать закон более, нежели их родителям. Упадок нравственности, начатый родителями, продолжается в детях и далее.

Государство состоит их семейств. Расстроенные составные части расстроят и целое. Поэтому естественно ожидать от нарушения законов брака и целомудрия тех общественных последствий, какие изображает пророк: «клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием. За то восплачет земля сия, и изнемогут живущие на ней со зверями полевыми и птицами небесными, даже и рыбы морские погибнут» (Ос. 4, 2. 3).

Особая роль семьи - «домашней церкви» в христианской культуре (Рим. 16, 4; Флм. 1, 2) - заключается в исполнении исконной функции - духовно-нравственном воспитании детей. По учению Церкви «чадородие» (имеющее в виду не только рождение, но и воспитание детей) является спасительным для родителей. Дети воспринимаются не как случайное приобретение, а как дар Божий, который родители призваны беречь и «приумножать», содействуя раскрытию всех сил и талантов ребенка, возводящих его к добродетельной христианской жизни.

В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой греховный эгоизм, в семье узнает, «что такое хорошо и что такое плохо».

Известный философ И. А. Ильин называет семью «первичным лоном человеческой культуры». В семье ребенок осваивает основы культуры материальной и духовной.

В общении с близкими взрослыми у ребенка формируются собственно человеческие формы поведения: навыки мышления и речи, ориентации и деятельности в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности, стремления, идеалы.

В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.

Только семья может воспитать семьянина: по мудрому слову И. А. Ильина, добрая семья дарит человеку «два священных первообраза, в живом отношении к которым растет его душа и крепнет его дух:
— первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту;
— и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение».

Эти родительские образы философ называет источниками духовной любви и духовной веры человека.

Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность. Об этом пишут святые отцы и пастыри Церкви:
— святитель Василий Великий: «Если хочешь воспитывать других, воспитай сначала самого себя в Боге»;
— святитель Феофан Затворник: «Отец и мать исчезают в дитяти и, как говорят, не чают души. И если их дух проникнут благочестием, то быть не может чтобы оно по своему роду не действовало на душу дитяти»;
— святитель Игнатий Брянчанинов, обращаясь к матери маленькой девочки: «Знай, что паче всех твоих наставлений словами жизнь твоя будет самым сильным наставлением для дочери»;
— священник Александр Ельчанинов: «Для воспитания детей - самое важное, чтобы они видели своих родителей живущими большой внутренней жизнью».

Об этом свидетельствует в пословицах мудрость православного русского народа: «Мать праведная - ограда каменная», «Отец сына не на худо учит» и много других примеров...

Отцовская и материнская линии поведения в русской семье органически соединялись в иерархически выстроенном семейном укладе (установившемся порядке, строе жизни), благотворно влияли на становление детской души и укрепление семейных связей.

Традиционный семейный уклад помогал ребенку познавать жизнь в разных ее проявлениях и учил включаться в эту жизнь по мере сил и способностей. На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи закладывалась последующая социальная и духовная состоятельность личности.

Почитание родителей, послушание им воспринималось детьми как Божия заповедь и необходимое условие благополучного взросления. А мать и отец, осознавая особенности своего семейного служения и свой долг доброго воспитания детей, понимали и житейскую, и духовную значимость мудрого педагогического общения в семье. Таким образом, любая древняя традиция отводит семье и воспитанию детей особую роль в формировании общества и человечества в целом. Основой же воспитания детей является воспитание родителями самих себя, потому что только своим примером человек может научить своих детей любить, уважать родителей, быть нравственными, ответственными, искренними, быть готовыми служить другим людям и заботиться о них.

Автор статьи - Александр Катилин, профессиональный массажист, имеет медицинское образование, также прошел полный курс восточной психологии. Женат 8 лет, воспитывает 2 маленьких детей

Пожалуйста, прокомментируйте опубликованный на данной странице материал и поделитесь своим опытом. Нам важно ваше мнение!


© 2010. Все права защищены.
Публикация материалов сайта разрешена при условии ссылки на Полезное знание