Дети


Школа будущего. Реальный опыт

В этой статье мы хотели бы вам рассказать об уникальной школе, о которой ходят легенды, о школе, которую можно смело назвать школой будущего (настолько необычен в ней подход к преподаванию), - о школе академика М. П. Щетинина. Один из наших корреспондентов был в этой школе; в этой статье он излагает опыт педагогов, использующих весь потенциал учеников. Его рассказ потрясает и многому учит. Надеемся, что он вас вдохновит на жизнь в потоке творчества, а может быть, и на создание новых уникальных школ.

Заслуженный учитель России, профессор, академик РАО Михаил Петрович Щетинин

От одного из специалистов министерства образования я однажды услышал, что если объединить подходы к образованию академиков Щетинина и Амонашвили, то мы могли бы получить совершенную образовательную систему. Вскоре мне довелось прочитать лекции и провести мастер-класс по кулинарии в школе Щетинина, как ее чаще всего называют, хотя официально она называется «Лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков» (учреждение Российской академии образования).

Заслуженный учитель России, профессор, академик РАО Михаил Петрович Щетинин, глядя на систему образования в школе, в 1979 году решил создать кардинально новую педагогическую систему и новые методы работы с детьми. Сначала его школа располагалась в станице Азовской, а с 1993 года она находится посёлке Текос, в живописных предгорьях Кавказа, в 14 километрах от Чёрного моря.

Что вам можно сказать? Лично я от всего сердца признателен этому самоотверженному человеку, который создал новую прогрессивную и уникальную систему преподавания принципиально отличную от всего, что мы знали до этого.Дети в его школе учатся с той скоростью, с которой они могут учиться; они изучают предметы так, как им больше нравится их усваивать; в этой школе преподаватели - сами дети, и поэтому неудивительно, что результаты школы Щетинина многих просто ошеломляют.

Для чиновников и бюрократов сама школа Щетинина - это нонсенс и головная боль, потому что она ясно доказывает, что стандартный шаблонный подход к детям существенно тормозит их развитие, а также лишает преподавателей свободы творчества, «подрезая им крылья».

Школа - самое тягостное воспоминание из моего детства, потому что материал, который я сразу же «схватывал» за пять минут, повторяли неделями. И с тоской думал: «Ну, какие же взрослые глупые!.. Если бы дали возможность мне самому изучить все учебники, я бы уже давно сдал все экзамены за десятый класс ещё в третьем!

Ломоносов же выучил курс десяти лет за два года, и ему дали диплом, - ну а мы-то чем хуже? И учительница, которая всё понимает, объясняет, что ей не разрешат нам дать больше знаний, чем позволит стандартный учебный процесс. Просто тупость!..» Поэтому с легким сердцем и с радостью я пишу вам о школе, в которой, наверное, хотел бы учиться каждый.

Тем более что результаты, которые получает Михали Петрович Щетинин, более чем впечатляющие: его воспитанники усваивают курс средней школы зачастую не более чем за 2 года. (!)

В его школе было не редкостью, когда дети в 9-11 лет получали аттестат полного среднего образования (думаю, каждый бы им позавидовал!), а ещё через пять лет - дипломы двух ВУЗов. (Правда, теперь, в связи с новым законом, ребенок не может получить аттестат полного среднего образования, если ему ещё не исполнилось 14 лет).

В чем секрет и отличие методик образования в лицее Щетинина от методик стандартных общеобразовательных школ? Первым, самым главным отличием здесь является «метод погружения». В школах один предмет изучают в течение недели всего несколько раз, и в течение дня ученик изучает много самых различных предметов. И при этом учителя тратят большую часть урока на повторение пройденной ранее темы, на проверку усвоенного учащимися материала.

Здесь ученики изучают один предмет непрерывно в течение нескольких дней, а иногда и неделю. Более того (сядьте прочно, держитесь за кресло!) : за одно «погружение» ученики здесь проходят весь объем материала по данному предмету, предназначенный для усвоения в средней школе за 11 лет!

После каждого «погружения» проходит экзамен на уровне ЕГЭ с занесением результатов в сводную ведомость и в зачётную книжку - здесь система оценок подобна студенческой.

Учебный отдел лицея отслеживает возраст ребенка, какому классу средней школы он соответствует, отслеживает его успеваемость и выдает ему аттестат соответствующего его знаниям класса. В то же время образовательная методика здесь построена таким образом, что за год каждый воспитанник по нескольку раз проходит весь школьный курс по каждому из предметов так, чтобы через год он мог сдать Единый государственный экзамен по любому предмету.

Ну и как Вам? И это лишь только начало! Дети учатся здесь в группах смешанных возрастов - в «творческих коллективах», по 6-10 человек в каждом. В одной группе здесь могут учиться дети и 9-, и 12-, и 14-летнего возраста. Состав коллектива может меняться в зависимости от поставленной им задачи, иногда формируются коллективы из детей одного возраста.

Группы формируются в соответствии с наклонностями каждого из детей. Руководство лицея уделяет большое внимание раскрытию индивидуальных способностей каждого их воспитанника.

Другой важный и необычный момент: дети сами здесь обучают друг друга. Дети, более склонные к определенным наукам, под контролем опытных педагогов сами в научных лабораториях разрабатывают техники и методики преподавания этих предметов и затем уже обучают других. Каждый ребёнок здесь обучается как универсальный учитель, по крайней мере, в сфере естествознания: физики, химии, биологии и географии. Дети по-разному могут воспринимать и передавать получаемые ими знания. В связи с этим каждый учащийся занимается разработкой «концептов».

Концепт - это парадигма, система взглядов на тот или иной предмет или систему обучения. Это своего рода мини-учебники, созданные самими детьми так, чтобы им было лучше понимать эти предметы или преподавать их другим.

Дети сами разрабатывают и печатают эти пособия, зачастую выполненные даже в виде рисунков и диаграмм (все они проходят большой контроль научной части). Поощряется, если ребенок создаст как можно больше концептов по тому, или иному материалу или предмету. Некоторые дети придумывают даже по 10-14 способов объяснения какого-либо представленного им материала. Разработка концептов вызывает большое воодушевление и энтузиазм: это личное видение самого ученика, его взгляд на науку и синтез всех ее составляющих. Кто быстрее и более полно осваивает курс, тот начинает «выдавать» эти знания всем другим, независимо от его возраста.

Дети сами решают, когда и какой предмет им изучать, сколько времени им этому уделить.

В то же время здесь ежедневно проходят совещания, на которых профессиональные педагоги (в том числе и из числа выпускников) отслеживают и корректируют учебный процесс.

Разные дети успевают по-разному, и поэтому те, кто способен усваивать материал раньше, в свою очередь обучают других - так здесь каждый учащийся, по цепочке, является преподавателем для кого-то другого.

В простой школе ученики часто слушают учителей невнимательно, так как вероятность того, что его вызовут в следующий раз к доске, ничтожно мала. Здесь же каждый учащийся жадно впитывает всё, что он слышит, потому что он тут же будет объяснять этот материал кому-то другому и, быть может, придумает свой, новый подход для его объяснения. Все учёные знают эффективность такого подхода: если человек объясняет то, что он понял, кому-то другому эти знания с ним остаются на всю его жизнь - в среднем на 90%. Просто слушая, мы зачастую фиксируем в памяти лишь 10% информации (а то и меньше).

Здесь главные принципы обучения - это доверие и ответственность. В то же время и педагоги, и дети всё время придумывают новые способы передавать знания так, чтобы процесс обучения проходил в игровой форме. Например, на период погружения всей школы в английский Михаил Петрович может придумать «задание» - историю про шпиона, который через неделю будет заслан к ним в школу, и для того чтобы провалить его планы, нужно, чтобы этот шпион не догадался, что он попал в школу к русским. В игру вовлекаются все: и педагоги, и дети; и в течение всей недели («в целях конспирации») даже все разговоры между собой дети ведут только лишь на английском - кто насколько способен. И поверьте: в такой атмосфере за несколько дней даже мысли у вас перестроятся на английский!

Очень важно, что здесь девчата обучаются отдельно от мальчиков. И живут они в разных домиках, похожих на сказочные: в «Степном» доме живут девчата, занимающиеся больше научным блоком, а в «Серебряном» - гуманитарным. Смешанный тип обучения был введен в нашей стране менее сотни лет назад В. И. Лениным, и теперь он стал для нас правилом. А до этого испокон веков мальчики обучались отдельно от девочек - в разных классах или же в разных школах.

Это важно по многим причинам: девочки, как правило, развиваются быстрее, чем мальчики, и быстрее усваивают информацию, что ущемляет достоинство мальчиков, естественным образом склонных к лидерству. И мальчишки в такой ситуации пытаются выделиться на их фоне агрессией, силой. Другой важный, а точнее - важнейший, момент заключается в способности сконцентрировать всё внимание на предмете.

Все психологи отмечают, что появление в классе хотя бы одного представителя противоположного пола тут же в разы понижает способности к обучению. На своем опыте хорошо знаю: если вы читаете лекции в суворовских училищах или же в женских образовательных учреждениях, тишина стоит - муху слышно!

Но в смешанных аудиториях даже с меньшим количеством слушателей концентрация на предмете во много раз ниже. И помимо того, в наше время обучение в смешанных классах (наряду с развращением их бесконтрольными СМИ) уже стало причиной многочисленных половых связей.

В лицее большое значение придаётся истории, народной хореографии, народному пению, русскому боевому искусству, исходя из того, что «если человек не знает своего прошлого, не ценит и не сохраняет культурное и духовное наследие своих предков, он не сможет жить в настоящем и в будущем».

Даже одного дня пребывания здесь достаточно, чтобы понять, почему это учебное заведение называется «лицеем комплексного формирования личности детей и подростков»: творческому и физическому развитию уделяется здесь большое внимание.

Расписание дня здесь такое:

5:30 - подъём;

6:15-7:00 - занятия (учебный процесс);

7:30-8:20 - рукопашный бой (иногда приезжает провести эти занятия известный специалист по бесконтактному бою генерал Кадочников).

8:30 - завтрак;

9:15-11:00 - учебный процесс;

11:30-12:20 - хореография (урок танца и пение);

12:30 - обед;

13:00-15:00 - личное время: в этот промежуток времени ребенок занимается тем, чем ему хочется: может поспать, прогуляться и т. п.;

15:00-17:20 - учебный процесс;

17:30 - ужин;

18:30-19:20 - русский язык (каждый день);

19:30-20:30 - рисунок;

20:30 - «время коллектива»: коллективные совещания, огоньки, планирование следующего дня, подготовка ко сну;

21:30 - отход ко сну: строгий «отбой!» на всей территории лицея для всех.

Каждый день - рисование, рукопашный бой, танцы и пение: здесь считают, что «самый лучший отдых - это смена видов деятельности»: чтобы дети не уставали от занятий, им периодически нужно переключаться на другие активные, творческие виды досуга.

Творческий коллектив лицеистов «Колокола России» приглашают с гастролями по всей стране: Дальний Восток, Нижний Новгород, Пермь, Татарстан, Поволжье, Москва, Санкт-Петербург.

Этот творческий коллектив трех направлений: танца, песни, слова. Там все дети танцуют, поют и являются мастерами словесности. Спектр танцев включает в себя как славянскую хореографию (русские народные танцы), так и тюркское (башкирские танцы), горское направление (абхазские, азербайджанские танцы и др.). В состав этого коллектива также входит коллектив «Светозарное войско», где девчата и парни показывают танцы с шашками, мастерство рукопашного боя.

Школа Щетинина

Лицеисты здесь учатся и живут в зданиях, которые они построили своими руками, по своим собственным архитектурным проектам и которые они сами отделали полностью изнутри и разрисовали картинами. Каждый ребенок, который учился здесь, разрисовал хотя бы один кирпичик в гостиной.

Это школа, где дети живут полноценной самостоятельной жизнью: они сами готовят (готовят на кухне воспитанники, прошедшие обучение и практику в профтехучилище и имеющие дипломы; дети помладше им помогают), сами стирают и убирают. Ни учащиеся, ни педагоги не употребляют спиртное и не едят мясо. И, конечно же, никто здесь не курит. И поэтому все в школе просто светятся добром и здоровьем.

Детей принимают в лицей на базе начальной школы: он должен хотя бы уметь читать, писать и считать. Ребенок принимается только после серьезного собеседования Михаила Петровича Щетинина с ним и с его родителями. После собеседования ему могут предложить пожить три дня в наиболее подходящем ему коллективе.

В течение этих трех дней оценивают, сможет ли он жить в этих условиях, вписывается ли он в коллектив, нравится ли ему здесь или нет. Разумеется, в интернате жить может не каждый: бывает, что дети возвращаются домой, проучившись в лицее несколько месяцев или полгода.

Дети скучают по родителям так же, как и везде. На летние и зимние каникулы они уезжают к родителям (зимние каникулы здесь длятся месяц); для тех детей, родители которых живут далеко (в Германии или на Дальнем Востоке), время каникул может быть продлено. Родители также часто сюда приезжают и могут забрать ребенка на несколько дней, остановившись в ближайших курортных поселках - в Архипо-Осиповке или в Кринице.

Получив аттестат 9- или 11-го класса, ученик получает целый список направлений, куда он может пойти учиться очно или же остаться и работать в стенах лицея, выезжая лишь сдавать сессии, в зависимости от условий договора с университетом (некоторые ВУЗы посылают своих педагогов в Текос принимать экзамены у студентов на месте).

Лицеисты называют студентов здесь по имени-отчеству, признавая их заслуги: стать студентом здесь очень почетно.

В лицее заключены договора со многими ВУЗами и профтехучилищами: Ростовским государственным строительным университетом (инженеры, проектировщики, архитекторы); Российским университетом дружбы народов (экономика и юриспруденция); Набережночелнинским государственным педагогическим институтом (педагогическое направление: филология, история, географический факультет и другие); Белгородской сельскохозяйственной академией (агрономия, зооинженерия, зоология, землеустройство и кадастр, муниципальное управление).

Многие лицеисты учатся сразу на двух факультетах в разных ВУЗах. Например, кто-то может учиться в аграрном и одновременно - на юридическом, а до этого уже получив диплом повара-кондитера и мастера-отделочника. Это нормальный для всех здесь процесс.

До последнего времени лицей существовал автономно: госструктуры отказывались финансировать это необычную экспериментальную школу, где училось свыше 300 человек; в связи с переходом на государственное финансирование к лицею теперь предъявляются особые требования: по условиям санэпидстанции в нем может проживать и учиться 120 детей.

В связи с этим председатель Счетной палаты России Сергей Вадимович Степашин подарил лицею еще один новый дом и библиотеку, и сами лицеисты строят еще несколько новых домов для желающих поступить сюда на учебу.

Дружба, зародившаяся в стенах школы Щетинина, сохраняется на всё время: многие из выпускников приезжают в лицей в гости, помогают финансово.

Многие из них - инженеры, проектировщики, строители - работают в «УралГазСервисе» и в «СпецСтрое России»; много выпускников этой школы работают в администрациях городов Краснодарского края.

По завершении обучения у детей здесь, как правило, не бывает проблем с трудоустройством: все они очень востребованы благодаря многим хорошим качествам и ответственности; есть учреждения, которые постоянно обращаются именно в этот лицей с просьбой помочь им решить кадровый вопрос. Но и без этого многие выпускники, «выйдя в открытое плавание», без труда находят свое место в жизни.

Разумеется, тиражировать опыт Щетинина очень трудно, потому что в этом лицее всё основывается на личностных качествах педагогов, на их возвышенном мировоззрении и самопожертвовании себя делу, которому они себя посвятили: воспитанию нового достойного поколения для России. В тоже время мы очень надеемся, что этот опыт разумные люди и педагоги смогут использовать ради блага детей.

Вот основная мысль, которую пытается донести Михаил Петрович до всех нас своей Школой Жизни, этим чудо-лицеем: «Каждый ребенок - это личность, и независимо от того, какой социальный статус он занимает он способен к творчеству, к самовыражению к самопроявлению».

В этом лицее детей учат верить в себя, в свои силы и творить в окружающем мире Пространство Любви.

Александр Усанин

P. S. Хотим выразить особую благодарность Наталье Трофимцовой, сотруднице этой школы, за помощь в подготовке этого материала

Пожалуйста, прокомментируйте опубликованный на данной странице материал и поделитесь своим опытом. Нам важно ваше мнение!


© 2010. Все права защищены.
Публикация материалов сайта разрешена при условии ссылки на Полезное знание