загрузка...

Интересно


Ищите Бога в танце!

 

Елена ТарасоваПодготовка к этому интервью была для меня особенно интересной - ведь общение предстоит с танцовщицей, профессионалом очень высокого уровня, преподавателем индийского танца и руководителем Центра индийской культуры в С-Петербурге, Еленой Тарасовой. Готовясь, я много узнала о культуре индийского танца, отсмотрела много красивых фото, десятки видео с выступлений. Меня поразило выступление, где Елена танцевала, стоя на каком-то предмете и двигаясь вместе с ним - это казалось нереальным - выполнять так много красивых, отточенных движений руками, головой, шеей, глазами... а ступнями ног при этом одновременно передвигать предмет, на котором танцуешь. В конце танца этот предмет эффектно вышел на первый план - и оказался изящным блюдом. Феерично! Теперь я сижу в вегетарианском кафе и жду нашу гостью, вот-вот начнём разговор...

 

- Елена, Вы назначили встречу в вегетарианском кафе, Вы давно вегетарианка?

- Нет, я не вегетарианка, но избирательна в пище, не употребляю некоторые виды мяса.

- Вы из семьи танцовщиков?

- Вовсе нет, мама танцевала в детстве, но профессиональных танцоров в семье нет. По материнской линии в роду были священники, по отцовской - зажиточные крестьяне, танцами до меня профессионально никто не занимался.

- Вы преподаёте в Академии русского балета Вагановой?

- Преподавала курс в течение 1 семестра, сейчас не преподаю, но продолжаю работу с некоторыми своими учениками из АРБ, профессиональными танцорами.

- Возможно банальный вопрос, но почему всё-таки Индия? Как сложилось лично у Вас?

- На одном из ежегодных фестивалей Ратха-Ятра, посвящённом шествию колесниц (очень известный праздник в Индии), я встретила свою первую учительницу индийского танца - Яценко Татьяну Станиславовну. Мне было 8 лет.

И теперь индийскому танцу я учусь постоянно на протяжении многих лет, в этом искусстве необходимо непрерывное совершенствование: в детстве посещала студии индийского танца, различные курсы, некоторое время я училась у нескольких педагогов одновременно, был период, когда ездила учиться за город - мама терпеливо меня возила. Повзрослев, я ездила в Индию, затем меня пригласили в США, там я многому научилась, ныне стараюсь не пропускать ни одного мастер-класса специалистов и много работаю самостоятельно, я научилась быть строгим и требовательным учителем для самой себя.

- То есть близкие Вас поддерживали?

- В целом, родители рассматривали мои занятия очень скептически. Но мне больше запомнилось, что мама постоянно вкладывала свои силы, время, терпение, средства... Спасибо ей большое!

- Елена, Вы согласитесь с тем, что в нашей стране с каждым годом увеличивается интерес ко всему индийскому? С чем, на Ваш взгляд, это связано?

- Если это так, то и мой вклад есть, в 2009 году был открыт Центр индийской культуры в Санкт-Петербурге, до этого 13 лет работала моя студия индийского танца «Апсара». Сейчас у нас в центре тренируется сильный состав танцоров, одна из самых уважаемых в России школ барабанщиков табла под управлением Дениса Кучерова, с Центром сотрудничает множество отличных музыкантов. В нём создана особенная атмосфера, собираются интересные творческие люди, замечательные преподаватели - в этом ценность центра - мы уникальны и мы вместе. В Центре преподаются более 10 направлений индийского танца.

- А чем, всё-таки так привлекает русских загадочная Индия?

- Многих привлекает экзотика, яркие цвета, музыка, глубочайшая философия, к которой хочется прикоснуться. Конечно, украситься индийской атрибутикой - вовсе не значит разделять её идеи... Мне кажется, что мода на йогу также сыграла свою роль... На мой взгляд, наша действительность говорит о том, что людям не хватает духовной наполненности. В советскую эпоху всё разрушили, а тоновое, что появляется ныне, не приживается. Конечно, многие люди ищут, но далеко не все, большинство предпочитает жить в замкнутом круге и его это устраивает: квартира - работа - дети - машина - дача...

- А бывает фанатичная любовь к танцу?

- Да, конечно. Это ярко проявляется у русских людей, осталось, видимо, от «совка». Страстное желание постичь правду, ревностное, фанатичное следование идее... Нужно всё делать спокойно, не отсекая остальное из своей жизни - это не многие могут. Я постоянно говорю ученикам - возьмите от индийской культуры лучшее, размышляйте больше над тем, что стоит за внешней экзотикой!

В моей практике были случаи, когда я мамам своих учениц говорила о необходимости прервать занятия - девочки очень сильно «прикипали», занятия индийскими танцами заполняли всю их жизнь. Мне хотелось бы, чтобы они были здоровы, эрудированы, но фанатизм не нужен. Это всего лишь грань жизни, да, она - яркая и значительная, но всего лишь грань. Ведь танец - это инструмент счастья.

- Что Вы чувствуете, когда танцуете - есть какие-то особенные ощущения?

- Да, конечно, ощущения потрясающие, их непросто описать парой фраз, это очень личные переживания, духовный экстаз. Особое состояние, я называю его «утратой личности», трансляцией божественной красоты. Непередаваемое ощущение, когда я перестаю быть Еленой Тарасовой и становлюсь собой настоящей...Душой, вечным проводником красоты и любви. И уже не важен ни внешний эффект, производимый на зрителя, ни арсенал выразительных средств, важен только танец - разговор с Богом в себе, в зрителях. Это тонкие состояния, они возникают не так часто, как хотелось бы, и предугадать их появление нельзя... Они возникают чаще, когда я исполняю храмовые танцы на религиозную поэзию - кучипуди или бхаратанатьям. Танец в таком состоянии понятен любому зрителю без пояснений, поскольку обращён к сердцу и душе.

- Невозможно почувствовать, увидеть это на выступлении в ночном клубе, на корпоративной вечеринке?

- Нет, конечно, там другие танцы - зажигательный и веселый Болливуд, или я ставлю стилизацию классики - называю это словом «fusion» (смешение стилей разных направлений под модную современную музыку) - красивые костюмы, яркая подача, интересная смесь элементов... Это стильные номера, заряжающие публику.

- А Вы помните свой первый индийский танец, какие ощущения были тогда?

- Да, помню, это было давно, разница во мне тогда и сейчас - громадна. Я занимаюсь индийским танцем с 1986 г., но считаю, что Танцую только последние года три. Сейчас я очень строга и критична, потому что душа просит настоящего танца без фальши, без позёрства. В 2008 г. мне посчастливилось быть участником крупного события в мире индийского танца, собравшем несколько тысяч танцоров. О многих из них я слышала, но только на Конвенции увидела их впервые. Я испытала разочарование и удивление, разочарование, потому что увидела, что многие из известных танцоров лишь двигались, а танцевали по-настоящему - единицы; удивление, потому что впервые сознательно я задалась вопросом: что есть настоящий танец? И я подумала - кто тогда я? И со всей критичностью и страстью я занялась работой над собой: размышление, йога, мастер-классы, преподавание, постановки, общение с самыми разными танцорами, мастерами - всё способствовало массе открытий в моём видении образа танца, своей техники, устранению психологических зажимов... Работать есть над чем всегда. Надеюсь, что разница во мне сейчас и во мне потом также будет громадна.

- Ну а как Вы воспринимаете Болливуд?

- Я начала танцевать Болливуд всего 3 года назад, благодаря знакомству с отличной танцовщицей и хореографом Анастасией Кошкиной (она откликнулась на моё приглашение преподавать в Центре индийской культуры). Нередко классики воспринимают эстраду несколько свысока, я полагаю, до тех пор, пока не узнают, что она из себя представляет. Занятие эстрадными индийскими танцами существенно обогатили меня, ещё больше развили физически и заставили осознать мою глубокую любовь - это классический стиль кучипуди. Я танцую ежедневно по нескольку часов, вечером преподаю, часто выступаю. За 3 года создала более 10 танцевальных композиций в разных жанрах Bollywooddance, большинство из которых призёры и победители различных хореографических конкурсов и фестивалей. Практика Болливуда даёт возможность роста и в классическом танце, жаль, что мои ученики-«классики» ещё этого не осознали.

- Елена, Вы пробовали танцевать другие виды танца, не Индию?

- Пробовала, но мне было неинтересно - индийские танцы сложны, интеллектуальны, мне жизни не хватит, чтобы насладиться всеми их изысками. А если захочется чего-нибудь иного, я поставлю танец в заинтересовавшей меня стилистике. У нас богатейший репертуар: ретро-болливуд, фолк-болливуд, муджра (индийские гаремные танцы), толливуд (южноиндийские танцы), болливуд традиционный, современный болливуд с элементами совершенно неиндийских танцев (хип хоп, например), танцы свадебной тематики, танец с огнями, с палочками, индийские цыганские танцы, танец на блюде, contemporaryc элементами джаз-модерна.

- Руководство центром, такое количество выступлений... остаётся ли время на личную жизнь, семью?

- Я замужем, счастлива, детей пока нет. Моё время занято любимыми делами: йога, дом, работа в удовольствие - это образ моей жизни. Иногда я путешествую, но чаще путешествия связаны с моей деятельностью: я уезжаю проводить мастер-классы и выступать. 80 % моих размышлений связаны с танцем и Центром индийской культуры, и мне это нравится. От этой работы я редко устаю, всё благодаря отличным помощникам, которые снимают с меня часть рутинных забот, освобождая моё время для постановок хореографии.

- С какими проблемами Вы в основном сталкиваетесь, как преподаватель танцев (время изменилось, ученицы стали более раскрепощённые, или требовательные, или ленивые...)?

- Проблемы типичные для любого педагога: необязательность, безответственность, неуважение к танцу, но я научилась быть жёстким преподавателем. По индийской традиции - учитель подобно Богу-творцу Брахме создаёт личность, подобно Богу-защитнику Вишну является опорой и поддержкой своему творению, подобно Богу-разрушителю Шиве учитель беспощаден в устранении лени, невежества, гордыни. А гордыня - это фактор, мешающий учиться всему, за что бы вы ни взялись. Быть учителем непросто, учитывая, что в России статус педагога невысок.

- Почему индийский классический танец считается одной из самых сложных хореографий?

- Прежде всего, это гармоничная согласованность множества движений. Считается, что за единицу времени человеческий мозг может сделать 7 плюс-минус одну операцию, а в индийском танце: танцовщица стопами отбивает ритмический рисунок, одновременно совершает наклоны грудиной и торсом, движения руками, ногами, разнообразные жесты пальцами рук, шеей, глазами, отслеживает геометрию танца - движение в пространстве. Кстати, если посмотреть сверху, то, как правило, это мандала. Во-вторых, это эмоциональная сфера: выражение чувств, актёрская игра - эта грань индийского танца представляет особую сложность. За все движения тела отвечает нервная система, не погрешу против истины, если скажу, что исполнительницы индийского классического танца - это «сверхлюди», их мозг и тело идеально тренированы.

- Знакомая девушка, занимаясь у Вас буквально месяц, практически выправила плоскостопие, отчего возникает такой оздоровительный эффект? И бывают ли травмы, профессиональные вредности?

- Историй оздоровления действительно много, ко мне обращаются люди по рекомендациям аюрведических и тибетских докторов, приходят выправить осанку, у одной ученицы параличные пальцы стали разгибаться после года занятий. Индийский классический танец совершенен, он работает с человеком всесторонне. Желание перемен - это мощный двигатель. С первых занятий танец затрагивает все сферы человека: физическую, психоэмоциональную. Специалистами признано, что индийский классический танец врачует, и нарушения в разных сферах аккуратно и медленно исправляются. А травмы могут случаться, если на перовом уроке инструктаж дан неграмотно, или ученик отнёсся халатно к объяснениям и предостережениям. В моей школе это исключено, т.к. первые несколько занятий новичкам уделяется много времени... Иногда я слышу о грустном опыте приходящих в мой класс людей: позанимавшись в другой школе, они получили травму (у кого-то пострадали мениски, у кого-то спина). Я, естественно, расспрашиваю ... и создаётся свой грустный список... Где-то преподаватель не дал инструктаж, где-то ему не хватило знаний по анатомии. Читать и учиться нужно постоянно, тем более что сейчас масса литературы. Недавно меня впечатлила книга американского врача, лечащего балетных танцоров: в ней всё сказано, причины, следствия... Раньше такой литературы не было, а сейчас всё доступно, было бы желание педагога по-настоящему сеять светлое, разумное, вечное...

- Что даёт занятие танцами лично Вам? Заметили ли Вы какие-то изменения в своей жизни?

- Огромную радость! Ещё я вижу, что люди меняются - это каждый раз приятно и удивительно. В прошлом я помню себя серьёзным и замкнутым ребёнком, индийский классический танец дал мне гармонию. И что интересно, это обогатило моё лицо - если вы сходите на концерт классики индийского танца, то вы увидите, что большинство русских танцовщиков не умеют танцевать лицом - стесняются показывать эмоции, наша культура не эмоциональна и не жестикулярна - наши люди не умеют показывать эмоции, хотя их испытывают. А ведь не используя соответствующих жестов, не отработав мимикой в тот момент, когда ты это ощущаешь, ты копишь в себе эти эмоции, а это очень разрушительно и затем выливается в болезни. Танцовщица индийского танца - сосуд, который пуст, но готов к наполнению - есть радость - выплеснула, есть печаль - выплеснула. Станцевала - на душе покой.

- Действительно ли танец в Индии - считается одной из форм йоги?

- Да, натья йога. Танцовщица постоянно двигается и вытягивает себя телесно, из своей души она делает тонкие струны, на которых сама же и играет. Это, возможно, сложно понять, но те, кто видел настоящие индийские танцы - порой открывают для себя новый мир. Правда, не много танцоров, кто может это сделать. Все искусства в Индии ведут к одной цели - по-русски это реализация, на санскрите - мокша (освобождение), когда вы свободны от всего - от условностей жизни, от болезней, когда у вас есть настоящее видение мира - вне иллюзий.

В трактате о театре, музыке и танце «Натья-шастра» есть ёмкая мысль, хоть и жёсткая: «человек, не практикующий искусства, подобен скоту» - он не пытается подняться над своей животной природой, он не видит ничего из узкого набора повседневной жизни, которая, как считают индийцы древности, весьма убога, если не окрашена творчеством. Имеется ввиду: что ты сам сделал из каких-то видов искусства? (не ходил в театр, а сам пробовал играть), как ты пытался себя улучшить? - учился петь, танцевать...

- Я прочла выдержки из Трактата о настоящей танцовщице: всегда ли Вам удаётся поддерживать заповеди настоящей танцовщицы (в частности, счастливое выражение лица)?

- Если вы про качества танцора, то - да, стараюсь; что до счастливого выражения лица в обычной жизни, постоянного «счастья» на лице нет, я спокойный человек, уверена, что, встретив меня на улице, мало кто подумал бы, что я профессионально занимаюсь индийским классическим танцем.

- Кто приходит к Вам на занятия? Есть какой-то социальный срез и т.п.?

- Это совершенно разные люди. Молодёжь, дети, взрослые, иногда приходят женщины за 50, люди приходят за самопознанием... для меня это ценно. Ещё есть «апсары», мои ученики, прозанимавшиеся в школе кто 6, кто 8, кто 10 лет. Когда новичок знакомится с индийским танцем (я о классике), его ожидает ряд открытий о самом себе, и не все они приятны. Человек начинает осознавать насколько он несовершенен в телесном плане, т.к. сложить движения вместе - глаза, торс, руки, жесты, мимику, и ещё отбивать ритм, сидя в сложном плие для него поначалу невероятно сложно. Детьми они знали о себе гораздо больше, много лет спустя, придя в мою школу, они начинают изучать своё тело, мозг заново, фактически на этих занятиях наступает встреча сознания и тела. У кого-то до момента этой встречи уже прошло лет 40. Поздно? - Нет! Вовремя. Всё индивидуально.

А люди приходят очень разные. Некоторые приходят, чтобы помудрствовать, а мы поначалу занимаемся самым тяжёлым - физической постановкой, сможете сделать-вытерпеть первые сложные занятия - для вас открывается новая ступень - эмоциональная сфера, а многие хотят сразу - им подавай трактовку Вед, философию. Люди поражены: «Как, вы не говорите на занятиях о философии Веданты? Нет, здесь, прежде всего, учат танцу. А где же аскеза, танец ведь храмовый? Аскеза - это и есть танец, попробуйте сделать вот это движение!». Многие хотят сразу» высоких отношений», совершенно не будучи к ним готовыми. Некоторым людям нужен дискуссионный клуб на тему поиска Бога. Но, на мой взгляд, Бога нужно искать не там: иди - сажай розы, иди - убирай листья в саду, иди - работай в реабилитационном центре и ищи Бога там - не нужно мудрствовать. Таким людям не нужен танец, а мне не нужны такие ученики. Это практическое искусство. Пришли танцевать - танцуйте.

- Часто бываете в Индии?

- Сейчас уже нет. В Европе получается бывать чаще, в Индию езжу редко. Для того, чтобы создавать постановки, мне необязательно туда ездить. Знаний и навыков мне хватает, пришло время осмысления и осознания. Пополнять количество танцев репертуара для меня бессмысленно, сейчас качество техники и глубина исполнения стали для меня важнее. Источник творчества и вдохновения во мне самой, он неиссякаем и не зависит от путешествий в Индию. И, как ни странно это прозвучит, Индии в нашем Центре индийской культуры для меня больше, чем во многих индийских школах. Ученики, побывавшие на учёбе в Индии, неизменно хвалят наших педагогов за внимание, методику, готовность помочь и доступность материала.

Индия - не единственный мир, который мне интересен, я хочу увидеть цветение сакуры в Японии, повидать красивейшие водопады мира, познакомиться с культурами других стран. Но ещё больше мне интересны люди творчества и общение с ними, а для этого не нужно срываться с места и уезжать. Я реализовала свою мечту: Центр индийской культуры - средоточие творчества и притягивает интереснейших людей, место, по которому я скучаю, если меня нет в Петербурге, место, где мои идеи материализуются.

- У Вас, кроме всего прочего ещё и шьют костюмы для индийского танца?

- Да, для нас шьют несколько мастерских, одна - в Дели, другая в Бомбее, есть мастерицы и в Петербурге. Костюмов много, они сложны и дороги. Очень красив костюм для южноиндийского классического танца. Вес украшений и колокольчиков около 2,5 кг. Танцоры североиндийского классического стиля катхак на выступление одевают на 1 щиколотку не менее 100 колокольчиков.

- Что Вы считаете своей жизненной задачей, миссией?

- Танец и открытие Танца тем, кто его ищет. Мне хотелось бы повернуть людей от круговерти рутины, к жизни, а не её суррогату, к настоящему общению, чтобы люди различали истинные ценности и их подмену, прежде всего любовь, она ведь абсолютно разная: к близким, к природе, к искусству, к творчеству - она, как Бог, всюду и всегда с нами...

Беседовала Наталья Смирнова

 

 

   

 

 

 


© 2010. Все права защищены.

Публикация материалов сайта разрешена при условии ссылки на "Полезное знание"