Семья


Ведический взгляд на семью

Ведическая свадьбаВ материальном мире главной силой считается сексуальная энергия, она удерживает каждую обусловленную душу в плену материальной природы. Она проявляется, как желание чего-то добиться в жизни, выделиться, накопить богатство, получить власть и, конечно же, привлечь противоположный пол. При правильном использовании этой энергии, она становится главной творческой, созидательной силой в жизни человека. Если же она никак не контролируется и ничем не сдерживается, то становится серьёзным препятствием на пути любой деятельности, любого доброго начинания и перекрывает дорогу к безусловной любви. Алкоголизм, наркомания, развал семьи, несчастные, брошенные и больные дети, аборты и даже конфликты и войны - всё это следствия неверного использования сексуальной энергии. Когда в обществе пропагандируется безбожие и безнравственность, а половая жизнь воспринимается не как акт любви, а просто как чувственное наслаждение, то такое общество неминуемо разрушается, какими бы материальными богатствами оно ни обладало.

В «Бхагавад-Гите» Арджуна говорил:«Когда в роду воцаряется безбожие, о Кришна, женщины в нем развращаются, а развращение женщин, о потомок Вришни, приводит к появлению на свет нежеланного потомства» (глава 1, текст 40). То есть, если мужчины в семье не берут ответственности за свою жизнь и за женщин, женщины перестают хранить целомудрие. И если у них родятся дети, то это - эгоисты-потребители, которые не уважают своих родителей, не говоря уже о ближних. Они озабочены только своими эгоистическими потребностями и, не умея жертвовать, потеряют способность к размножению, и их род вымрет. Из вышесказанного следует вывод, что для самосознания, счастливой жизни каждого человека, отдельной семьи и государства, сексуальную жизнь необходимо ограничивать и регулировать.

В ведическом обществе ограничениям и регулированию отношений между мужчиной и женщиной придаётся первостепенное значение. В нём рассматривается четыре духовных уклада жизни, или ашрама:
• брахмачарья (обучение, практика самоконтроля, целибат),
• грихастха (семейная жизнь),
• ванапрастха (постепенный отход от мирских дел),
• и саньяси (полное отречение от материальных дел).

Ашрам в буквальном смысле означает «место, где практикуют духовную жизнь», он нужен, чтобы контролировать низменные желания человека, полностью освободиться от них.

Каждый из этих четырёх укладов жизни равноценен и является духовной ступенью на пути к безусловной любви. «Грихастха также является ашрамом, и он столь же хорош, как и саньяса-ашрам. Вы можете принять любой ашрам, который удобен для вас, ведь ашрам обозначает развитие духовного знания», - утверждал ведический святой Бхактиведанта Свами.
«Сексуальная потребность неизбежна для каждого. Но когда у мужчины есть надежная жена, тогда он защищен от нападения материальных чувств, которые являются врагами. Мужчина, у которого есть хорошая жена, не создает беспокойств в обществе, растлевая юных девушек. Без жены мужчина становится гулякой, и, если он не обучен как брахмачарьи, ванапрастха или саньяси, он является источником беспокойств в обществе. Половая жизнь является причиной материального рабства, и поэтому запрещена в трех укладах общественной жизни и разрешена только в грихаст-ха-ашраме».

Священными писаниями и святыми рекомендуется либо монашество, либо семейная жизнь, потому что «...подобно тому, как на борту корабля можно пересечь просторы океана, так, живя с женой, можно преодолеть трудности и невзгоды, которые подстерегают человека в океане материального существования. Как командующему гарнизоном крепости не составляет труда отразить все атаки разбойников, так и человеку, находящемуся под защитой жены, нетрудно отразить все атаки чувств, перед которыми представители других укладов жизни беззащитны» («Шримад-Бхагаватам». п.3, гл. 14, т. 18-20).

Тот человек, который служит Богу через принятие ответственности за себя и жену, создаёт и поддерживает гармоничную семью, рождает и воспитывает детей, может достойно развиваться духовно на пути к Безусловной Любви и легко проходить искушения чувствами. Муж и жена, взаимно дополняя и воспитывая друг друга в семье, проходят вместе многочисленные испытания внешнего чувственного мира, сохраняют и разумно используют сексуальную энергию как творческий импульс.

Более того, в ведической культуре ашрам семейных людей (грихастха) считается главным, так как кроме духовных составляющих, таких как очищение души через развитие чувства долга и освобождение от эго, он поддерживает всю структуру материального общества и, конечно же, государства. Все три других уклада жизни зависят от домохозяев, так как семейные люди жертвуют средства на их поддержание и служат им.

Жизненный успех напрямую зависит от того, как молодые люди проживут период семейной жизни, как в детстве они уважают и слушаются родителей, как поддерживают их в старости. Свами Шивананда, ведический святой, учил: «Почитание родителей равняется почитанию Бога».
В юности жизненный успех зависит от того, как юноша в отношениях с девушкой трансформирует чувство похоти в заботу, ухаживания, цветы, подарки, дружбу и любовь, как девушка сохраняет целомудрие в отношениях до и верность после свадьбы; как они возьмут ответственность друг за друга, создадут семью, родят и воспитают детей.
Дети - это колоссальный взаимообмен энергии любви.

Также успех зависит от того, как супруги будут преодолевать эгоизм, зависимость от удовольствий, похотливость и чувство собственной правоты, как научатся находить компромисс в конфликтах, понимать и принимать другую точку зрения, жертвовать и любить. Научиться всему этому в современном обществе возможно для тех, кто решил пойти либо семейным путём, либо монашеским (саньяси), но для монашеского пути нужно быть совершенно не привязанным к чувственным удовольствиям, быть равнодушным к сексуальным отношениям.

К созданию семьи нужно быть готовым, нужно понимать, что такое хорошо и что такое плохо. А. Г. Хакимов, известный знаток Вед ипропо-ВЕД-ник, говорит: «Человек начинает жизнь в грихастха-ашраме. Когда маленький ребенок рождается, у него есть родители, у него могут быть братья, сестры, бабушки, и в семье наверняка существуют традиции. Если есть традиции духовные, он очень быстро наследует все эти правила духовной жизни. Если эти традиции не духовные, он унаследует материальные традиции. Любую вещь, которую ему предложит семья, ребенок примет. Такова его природа». То есть, скорее всего, ребёнок, когда вырастет, создаст семью по образу и подобию его родительского очага. «Ребёнок с самого рождения впитывает ту атмосферу, в которой вырос, и переносит это впечатление на свою собственную семью в будущем и на общество в целом. Самое ценное, что может дать семья, - это родительская любовь, не получив которой невозможно дать её другим и без опыта которой невозможно начать путь к Богу» (А. Г. Хакимов «Грихастха-ашрам. Семейная духовная жизнь»).

Вырастая в гармоничной семье, ребёнок проходит стадию воспитания, которая носит название Брахмачарья. Эта стадия или ступень развития означает не только половое воздержание: «Брахмачарья - это чистота в мыслях, словах и действиях. Практикующий Брахмачарью получает хорошее здоровье, возможность самоконтроля, спокойствие ума, долгую жизнь и осознание Бога в себе. Совершенный Брахмачарья способен изменить целый мир» (Свами Шиванан-да, «Божественная жизнь для детей», глава 5).
Сексуальная энергия, прежде всего, предназначена для того, чтобы обеспечить энергетикой будущих детей. В ведическом обществе (да и во всех остальных, основанных на священных писаниях, тоже) это было известно, поэтому секс до и вне брака, и уж тем более сексуальные излишества и извращения, были недопустимы.

В случае же невоздержания и вседозволенности, сексуальная энергия трансформируется в похоть чувств, забирает жизненную силу из энергетики потомков и, в конце концов, делает их нежизнеспособными, что, в свою очередь, разрушает семью как ячейку общества, разрушает само общество и приводит цивилизацию к гибели. Поэтому в каждой гармоничной семье юноши и девушки, на примере своих родителей, учителей-домохозяев и святых, учились культуре нравственного общения друг с другом, а затем создавали и поддерживали крепкую счастливую семью с глубокими традициями процветающего рода.

Информация к размышлению

«Среди преданных Бога, домохозяев встречаются такие, для которых отречение от семейной жизни является естественным поступком. Однако в материальном мире таких преданных Бога очень мало, и редко кому удается побывать в их обществе. До тех пор пока влечение к внешней деятельности остается сильным, человеку следует оставаться в обществе преданных и заниматься внешней деятельностью, отдавая себе отчет в том, что материальный мир является собственностью Господа Кришны. Служа Господу, человек обретает возможность изменить направление своей деятельности. Если же человек полностью погрузится во внутреннюю духовную деятельность, он без труда сможет отречься от семейной жизни.
Но тот, кто попытается отречься от жизни домохозяина, не достигнув необходимого для этого духовного уровня, подвергнет себя опасности падения. Таким образом, жизнь домохозяина является своего рода школой, в которой человек приобретает опыт и познает истинную природу души».

«Джайва Дхарма, глава 7» Бхактивинода Тхакур (ведический святой, ученый и общественный деятель, XlX век).

Автор статьи - Александр Катилин, православный христианин, много лет изучающий ведические знания

Пожалуйста, прокомментируйте опубликованный на данной странице материал и поделитесь своим опытом. Нам важно ваше мнение!


© 2010. Все права защищены.
Публикация материалов сайта разрешена при условии ссылки на Полезное знание