загрузка...

Дети


Вред мультфильмов. Что смотрят наши дети?

 

Все мы помним свое детство и любимые мультфильмы. И сейчас, став родителями, мы с радостью открываем мир мультфильмов нашим детям, ведь они развивают ребенка, рассказывают новое об этом мире, увлекают и вдохновляют наших детей. Но так ли они полезны на самом деле?

В Современные технологии вносят свои коррективы в нашу повседневную жизнь. Появились и продолжают стремительно возникать все новые информационные и технологические новшества, с помощью которых ребенок полутора - двух лет в состоянии самостоятельно включить себе мультфильм, и даже найти его в сети Интернет. В итоге, дети привыкают к виртуальной реальности с очень раннего возраста, что, по оценкам детских психологов, может наносить непоправимый вред умственному развитию и становлению психики ребенка.

Сегодня именно мультфильм — один из первых аудиовизуальных образов, через который ребенок начинает свой путь познания мира. И то, какие фильмы он смотрит, на всю жизнь определяет его нравственные и культурные ориентиры.

Согласно исследованиям психологов из Института современного детства, подавляющее большинство современных мультфильмов не пропагандируют настоящие человеческие ценности, а формируют неправильную, негативную картину мира.

Речь в статье пойдет о современных мультфильмах, которые «вредны» для ребенка.

Вот только некоторые, документально подтвержденные примеры:

1. 38-я серия «Покемонов» получила известность из-за того, что 685 японских детей были госпитализированы после ее просмотра с симптомами, напоминающими эпилептический припадок.

2. «Телепузики» прославились после того, как Сара Грэм, бывший продюсер канала Children's BBC, созналась, что эти и другие программы были придуманы под воздействием галлюциногенов. И это печально!

Почему мультфильмы так важны как средство воспитания и не являются нейтральным времяпрепровождением?

Еще Горький говорил о том, что создать современную сказку - сложнейшая творческая задача и она тем ответственнее, чем младше ребенок, для которого она предназначена. «Мультфильмы - это обычно первые в жизни кинопроизведения, входящие в сознание ребенка; телевидение все чаще приковывает к ним внимание детей, и трудно переоценить ту роль, которую они могут сыграть в формировании эстетических вкусов, характера, жизненных представлений». Так писал в своей книге «Волшебники экрана. Эстетические проблемы современной мультипликации» Сергей Асенин еще в 70-е годы.

По сути, рассказывание историй - один из важнейших приемов воспитания детей. Раньше детям рассказывали сказки, а сейчас на их место пришли мультфильмы, освобождая родителям время. Переживая разные эмоции вместе с героями мультфильмов, дети создают для себя модель окружающего мира, учатся различать добро и зло, примеряют на себя разные роли и формируют образы для подражания. Это связано с тем, что психика человека устроена таким образом, что мы бессознательно подражаем тому, кто нам нравится. А для детей подражательное поведение - один из основных способов освоить разные социальные роли.

Проанализировав с этих точек зрения большинство популярных мультфильмов, мы отмечаем, что формируемая модель мира и образы для подражания некачественны.

1. Негативные образы девушек, женщин, представленные в мультфильмах, обладают ярко выраженной физиологичностью, нехарактерными для живых людей чертами лица (например, глаза в поллица, очень тонкая талия и длинные ноги). Привыкнув к тому, что любимые героини сказок на экранах именно такие, девочки подсознательно будут стремиться к тому, чтобы выглядеть так же, недооценивая свою внешность. Моя восьмилетняя дочь уже страдает от того, что у нее не выросли волосы, как у Рапунцель, и пытается сидеть на диете. А ведь таких «подражаний» очень много. Также подмена ценностей осуществляется на примере поведения девушек из мультфильмов. Всеми любимые принцессы дерутся, ругаются и выражают агрессию, откровенно соблазняют героев мужского пола. Полезные для девочек черты характера, такие как скромность, мягкость, сострадание не присутствуют в популярных мультяшных образах. Перенимая такую модель поведения, девочки становятся похожими на мальчиков, стираются границы между полами и в будущем нарушается распределение ролей в отношениях, в семье. Психологи заметили, что в мультфильмах американского образца отсутствует позитивный образ матери. Девушки в мультфильмах, как правило, прекрасны, независимы и не имеют детей. Материнские

чувства, трогательная забота присутствуют только у героев-животных. Если же и показывается образ женщины с детьми, то зачастую она выглядит как грузная, неухоженная, старая и сварливая тетка. Прослеживается пропаганда неполной семьи: папа занимается детьми, а мама вообще не появляется на экране. Современные мужчины (мульт-герои) тоже обладают определенными чертами характера: слишком агрессивны, постоянно сражаются и убивают. Герои мужского пола ведут себя с женщиной грубо, «по-свойски». В целом, в современных мультфильмах слишком много агрессии и крови, между героями исключаются отношения любви и уважения, бытуют стереотипы сексуального партнерства. Мальчикам закладывается образ будущей жены, похожей на мультгероиню, они отбраковывают не соответствующие типы внешности и не обращают внимания на черты характера девушки. Всё выше сказанное не предполагает создания семьи и рождения детей.

2. В эпоху американской демократии в детских мультфильмах ребенку рассказывается абсолютно все, некоторые знания могут оказаться не по возрасту. И тогда родителям приходится долго объяснять ребенку, о чем шла речь.

3. Сегодня многие мультипликационные продукты несут следы ремесленничества и штампа, причем еще и американского. Впрочем, было довольно досадно узнать, что некоторые современные родители ценят такой пустоватый, в общем-то, фильм, как «Королева зубной щетки» за внедрение привычки чистить зубы, а одну из серий того же «Лунтика», за внушенную ребенку мысль о пользе поедания творога. И хотя сегодня такие штампованные фильмы, как «Лунтик» нередко точны по своей дидактической задаче, они не способны обогатить духовный мир ребенка.

То есть сегодня современная детская мультипликация если и сохраняет где-то в неуклюжем виде дидактические задачи (не в ущерб коммерческим, впрочем), то такие совершенно, ремесленные фильмы абсолютно лишены всякой эстетической ценности. Эту функцию сегодняшняя детская мультипликация утратила совершенно. В основном остались только плакатно-лобовое нравоучение и хорошо продающаяся развлекательность.

Давайте поговорим еще и о приемах психологического манипулирования детьми. Первое — в современных мультфильмах для главных героев используются яркие, ядовитые цвета. Особенность психики ребенка начинает бессознательно отслеживать яркие краски, силуэты, при этом у них отключается способность к критическому осмыслению происходящего на экране, отсюда, - не обработанная информация попадает прямо в подсознание. Второе — это звук. События на экране перегружены речевым сопровождением. Герои все время говорят, комментируя свои действия, малейшее событие или поворот сюжета, обсуждают свои мысли и поступки других. Но что и как они говорят? Их речь однотипна и проста. Это не говоря уже о том, что обилие звуков просто перегружают слуховую систему ребенка. Музыка, которая используется в современных мультфильмах — убога и слишком проста.

Мы проанализировали данные массового опроса, и вот какие интересные результаты получили: дети начинают смотреть мультфильмы с самого раннего возраста! Подавляющее большинство родителей - 60% ответили, что их дети начинают смотреть мультфильмы с 1 года. До года уже активно смотрят мультфильмы - 27% детей опрошенных родителей, после 3-х лет, как это и рекомендуют специалисты - не начал смотреть ни один ребенок. При этом, несмотря на 3о минут в день, которые официально разрешены дошкольникам Всемирной организацией здравоохранения, дети уже в возрасте до 3-х лет смотрят на порядок дольше. Лишь15% родителей сказали, что просмотр передач занимает у детей меньше 30 минут в день, 50% — смотрят до часа в день, а 30% даже до 1,5 часов. Эти данные не могут не обеспокоить.

Психологи прокомментировали данную ситуацию так: воздействие, которое оказывают медиапродукты на таких маленьких детей, еще изучено очень мало, а скорее и вовсе не изучено. Мы можем делать выводы из каких-то знаний о детском восприятии из других областей, но уже сейчас можно предположить, что слишком длительный просмотр негативно влияет на психику и эмоциональное восприятие ребенка. Тем более, что о качестве этой продукции (мультфильмов) сложно судить, но, вряд ли - это шедевры.

Из «побочных эффектов» такого смотрения можно выделить:

• перевозбуждение,

• агрессия,

• утомление,

• нарушения зрения, внимания,

• дефицит движения,

• нарушение обмена веществ.

Стоит ли вообще запрещать смотреть мультфильмы? Вряд ли это у вас получится сделать, но вы можете уменьшить вред, наносимый детской психике, если будете соблюдать некоторые правила:

Правильно выбирайте мультфильмы. Они должны быть по возрасту ребенка, в них должны рассматриваться вопросы и проблемы, актуальные для данной возрастной группы детей. Мультфильмы должны быть со смыслом, а не просто развлекать чередой ярких, бессмысленных кадров и событий. Выбирайте советские мультфильмы, они проходили цензуру и чаще формируют правильную модель мира и поведения детей.

Прежде чем давать ребенку смотреть мультфильм, просмотрите его сами. Если ребенок смотрит мультсериал, посмотрите вместе с ним пару серий, чтобы решить, будет ли этот сериал полезен ему.

Время от времени смотрите мультфильмы вместе с ребенком. Так вы сможете обсудить и прокомментировать некоторые моменты. Например, в мультфильме один герой может постоянно терроризировать другого («Том и Джерри»), автоматически такой сюжет вызывает смех. Но после просмотра мультфильма стоит спросить ребенка, а не кажется ли ему, что мышонок слишком жесток и кота стоит пожалеть? Тогда в следующий раз ребенок станет смотреть сюжет более осознанно.

Не стоит разрешать смотреть мультфильмы слишком маленьким детям. Родителям важно понять, если есть возможность до 3-х лет полностью оградить ребенка от ТВ (мультфильмов и т.д.) - надо это делать. Как именно воспримет ребенок тот или иной образ - со 100% уверенностью не может сказать никто. Психологи установили, что у детей до двух лет, которые часто смотрят телевизор или находятся возле компьютера, замедляется речевое развитие. Также, «приучая» ребёнка к телевизору или компьютеру с раннего возраста, приобретается зависимость, и в дальнейшем он будет постоянно просить что-то смотреть.

Обратите больше внимания на книги, игры, совместное творчество, больше гуляйте и занимайтесь с детьми.

Просмотр мультфильмов — это отличный способ занять ребёнка и освободить свое время. Но это не такой уж безопасный способ и об этом стоит помнить!

Евгения Харитонова психолог, писатель, жена и мама

 

 

   

 

 

 


© 2010. Все права защищены.

Публикация материалов сайта разрешена при условии ссылки на "Полезное знание"