загрузка...

Здоровье / Артериальное давление (АД)


Восстанавливаем речь после инсульта

 

На что обратить внимание, чтобы больной после инсульта быстрее заговорил?

 

Нарушения речи и ее понимания после инсульта чрезвычайно распространены. Речевые зоны в мозгу и артикуляция могут восстанавливаться год, три и даже более, и тут просто необходима поддержка и помощь близких. Чтобы речь восстановилась быстрее, очень важно разговаривать и общаться с человеком, перенесшим инсульт. Одной из главных ошибок родных является отсутствие полноценного общения с человеком, который недостаточно понимает слова и фразы.

Даже если человек молчит, не отвечает на вопросы, не допускайте его речевой изоляции, давайте ему возможность участвовать в общих семейных беседах. Обязательно каждый день говорите с больным человеком, рассказывайте ему события и новости, произошедшие в семье, обсуждайте теле- и радиопередачи. В первое время после инсульта смотреть телевизор и самостоятельно читать вообще запрещается, но на этапе восстановления это просто необходимо. Но телепередачи разрешается смотреть не более двух часов в день. Они должны вызывать положительные эмоции, развивать и вызывать желание обсудить их.

Включайте красивые и интересные художественные фильмы, передачи о природе и животных. Тем, кто любит смотреть спортивные передачи, давайте смотреть репортажи с соревнований.

Достаньте детский букварь и лото с картинками предметов. Обычно больные лучше понимают названия предметов, а названия действия вызывают у них затруднения, поэтому называйте вещи, комментируя их возможными действиями, и просите его показывать подходящие им картинки. Говорите не просто «велосипед», а «велосипед, на котором катаются», не просто «ложка», а «ложка, которой едят».

Слова и фразы произносите четко и спокойно, терпеливо, несколько раз повторяя их. Если ваш ученик ошибся, то покажите ему нужный предмет или правильное действие. Главное условие хорошего обучения - терпение и систематичность, а также ежедневность занятий. И не надо исправлять все ошибки, обращайте внимание только на треть из них. И побольше хвалите своего ученика, отмечайте любые победы и достижения.

Страдающие даже несильным нарушением речи всегда испытывают трудности, если рядом с ним люди говорят одновременно. Поэтому в присутствии больного не спорьте и не говорите хором, - он, скорее всего, ничего не поймет, и это только понизит его самооценку.

Понимание речи интенсивно тренируется и во время произнесения слов, особенно если врач поставил вашему родному диагноз моторная афазия. Чем лучше больной научится произносить слова, тем лучше и быстрее он начнет понимать речь окружающих. Поэтому сами говорите, тщательно и медленно артикулируя губами и языком (так делают логопеды, занимаясь с детьми), и просите больного смотреть на ваши губы и все повторять.

В более тяжелых случаях показывайте артикуляцию отдельных звуков: «а», «о», «у», «м», «п» и других. Когда это начнет получаться, переходите к составлению и повтору слов, а затем уже и фраз. Можно приобрести азбуку на кубиках или на картонных карточках и просить больного показывать нужную букву и составлять из букв слова. Это поможет со временем восстановить письменную речь.

Упражнения для восстановления речи

Помните, что быстро восстановить речь невозможно, и иногда может казаться, что прогресса нет. Но вы должны заниматься регулярно и помнить, что любые беседы и тренировки меняют мозговые процессы и восприимчивость слов у больного человека.

Покажите больному картинки с различными предметами и назовите их. Затем назовите один из них и попросите показать нужную картинку. Постепенно увеличивайте количество предметов, которые вы просите показать. За одно занятие не используйте более 10-15 картинок.

На следующем этапе покажите несколько картинок с предметами, медленно и четко назовите их, а потом попросите показать одновременно две правильные картинки. Например: «Покажи чашку и ложку, покажи хлеб и яблоко». В дальнейшем увеличьте количество предметов, которые надо одновременно показать, до трех. Можно называть не сами предметы, а то, что ими можно делать. Это может звучать, к примеру, так: «Покажи то, чем подметают, покажи то, в чем варят, покажи то, на чем сидят».

Так как больному глаголы воспринимать сложнее, чем существительные, то обязательно используйте названия действий, которые совершаются с предметами. Если вы просите пациента что-то сделать, то говорите не просто «застегни» или «повесь», а называйте и предмет: «Застегни пуговицу, повесь на стул». Если человек ошибся, то мягко поправьте его, показав, что надо было сделать.

Если больной плохо различает близкие по звучанию слова, то схематично нарисуйте предметы, звучащие похоже, или заготовьте крупные карточки с написанием этих слов. Например: «трава», «дрова», «лес», «вес». Подготовьте пары слов и просите больного показать либо нужный рисунок (выбранный из пары), либо написанное слово.

Для тренировки моторики пальцев и письма попросите больного выписать из книги буквы или слова, затем - фразы и предложения. Чтобы человек различал звуки, звучащие похоже, просите его выписать буквы парами, например, «к» и «г», «в» и «ф», «б» и «п».

Пусть больной смотрит на ваши губы и повторяет за вами слова. Если это не получается, произносите что-нибудь попроще, например, числа по порядку, названия дней недели. За одно занятие одни и те же названия повторяйте не более 5-6 раз. Если больной любит петь, то пойте с ним его любимые и знакомые песни. При этом просите его смотреть на ваши губы и повторять за вами.

Когда больной научится читать, просите пересказывать прочитанное.

Исправляем ошибки в речи

Мы с сестрой всегда жили душа в душу, но когда ей исполнилось 55 лет, случилось несчастье - у нее произошел инсульт. Слава богу, довольно быстро она смогла ходить, сама мылась, сидя на широкой скамейке в ванне (я только контролировала немного).

Заговорила она тоже почти сразу, вот только сначала было непонятно, что именно она произносит. Я показывала ей предметы и спрашивала, об этом ли она мне сказала. Выясняла, хочет ли она есть, показывая ей тарелку и ложку, или пить - демонстрируя чашку, чтобы я ей почитала - книгу и т. д.

Когда она стала говорить разборчивей, я поняла, что у нее много ошибок в окончаниях слов. Она могла сказать «мама пришла к мальчик» вместо «к мальчику».

Тогда я стала заниматься с ней так, как когда-то с сыном в школе. Говорила сестре: «Скажи правильно!» И задавала наводящие вопросы по предложению, отвечая на них правильно вместе с сестрой. «Кто пришел к мальчику?» - «Мама», «Мама что сделала?» - «Пришла», «К кому пришла мама?» - «К мальчику».

Сейчас сестренка говорит все правильно, и я очень горжусь ее успехами.

Ульяна Антоновна Привалова

Как папа учился писать заново

Для моего папы инсульт стал страшным ударом, так как он всю жизнь проработал журналистом и привык хорошо владеть словом. А тут отказала речь, да и писать он сначала не мог - рука ручку не держала. Я видела, что после выхода из больницы у папы совсем не было боевого духа, и не знала, как его поддержать.

Но когда он смог сам ходить и попробовал произнести первые слова, я сразу же использовала эти его победы, чтобы заново научить его писать и хорошо говорить.

Я писала на листке простые слова, сначала печатными буквами, а потом и письменными. Просила показать названное мной слово, назвать его, а затем уже - и написать его. Некоторые буквы пришлось учиться писать заново.

Тренировались вместе с ним мы больше года, я читала ему рассказы и его статьи, видя интерес в его глазах. На второй год он действовал уже самостоятельно. Папа постепенно увеличивал объем чтения. Начинал он буквально с предложений и коротеньких заметок, а к концу второго года занятий он уже читал книги и пробовал писать статьи. Сейчас он снова работает по своей специальности.

Надежда Леонидовна

 

 

 

 

 


© 2010. Все права защищены.

Публикация материалов сайта разрешена при условии ссылки на "Полезное знание"