загрузка...

Психология / Саморазвитие


Феномен Наташи Бекетовой

 

Эта удивительная девушка говорит на 120 языках

    Весной прошлого года состоялась удивительная встреча. Более пятидесяти ученых — лингвистов, историков и психологов — «экзаменовали» молодую девушку Наташу Бекетову, свободно говорящую на 120 древних языках... В этническом плане все эти языки мертвы, то есть на них не говорят современные люди, а специалистов, занимающихся этими идиомами, можно пересчитать по пальцам. По словам Наташи, языки она не изучала, они просто «входят» в нее, появляются в ее голове. Большинство ученых после встречи оказались в растерянности — опытнейшие лингвисты «сняли перед ней шляпы», психологи нашли девушку полностью вменяемой. До сих пор с подобным явлением ученые не сталкивались, и загадка удивительного сознания девушки получила название «феномен Наташи Бекетовой».

Наташа Бекетова

    Наташа проживает в Анапе. Сейчас ей 20 лет. По свидетельству ее мамы, когда девочке было всего несколько месяцев, вместо привычных "уа-уа" она произносила странные и вместе с тем удивительные звуки. Крошечный беззубый ротик отчетливо выговаривал незнакомые слова. А потом эти слова стали сливаться в предложения чужих языков. Причем это была не просто какая-то бессмысленная абракадабра, девочка, безусловно, говорила что-то осознанное. Как выяснилось позже, это были предложения из забытых языков: древнеперсидского, древнеарабского, древнегреческого, древнееврейского... Кроме того, никто из окружения ребенка не знал и не говорил на этих языках.

    Долгое время Наташа предпочитала скрывать свой дар. Она сама не понимала, откуда в ее голове рождаются эти осмысленные слова и фразы. Девочка училась в обыкновенной школе, а вот изучение иностранных языков ей давалось необычайно легко. Складывалось впечатление, что язык она уже как бы вспоминала по мере его изучения. Часто такое происходит с детьми, которые в пяти-шестилетнем возрасте жили в чужой стране, были «носителями» иностранного языка, а потом, вернувшись на родину, забывали его. Начав изучать язык заново в сознательном возрасте, они вдруг в какие-то моменты могли вспомнить его и говорить абсолютно без акцента. Приблизительно то же самое происходило и с Наташей, однако никогда за границей она не жила.

    Еще в 14 лет Наташа Бекетова не могла разобраться, что именно означают фразы, которые складываются у нее в голове. Она сомневалась — плод ли это ее больной фантазии или же реальность? И вот неожиданно на глаза ей попадаются фотографии, сделанные с некоторых древних египетских текстов. К своему удивлению, девочка осознает, что может читать их и понимать смысл. Наташа была окрылена! Она поняла, что звучащие внутри ее языки существуют на самом деле или, по крайней мере, существовали в прошлом. Девочка достала в библиотеках древние манускрипты на других языках — и результат был тот же. Она понимала смысл написанного...го...

Встреча со специалистами

    Приезд Наташи Бекетовой в Москву, где она встретилась с лингвистами, историками и психологами, состоялся в марте 2000 года. Появление этой хрупкой девушки в столице сразу поставило перед учеными ряд очень серьезных вопросов. Другими словами, феномен Наташи сегодня объяснить нельзя. Она говорила на разных древних языках, и ученые были поражены ее знаниями. Причем, когда Наташа переходила с одной идиомы на другую, она полностью менялась — менялся голос, выражение лица, как будто изменялось ее отношение к жизни. Научное сообщество почувствовало, что, говоря на разных языках, Наташа, вольно или невольно, отражает мировоззрение той эпохи и того народа, к которому принадлежал язык. Звуки лились то мягко и плавно, то звонко звучали под сводами лекционного зала, то резко и отрывисто складывались в незнакомые слова, с которыми юное существо обращалось к аудитории.

    За четыре часа общения с учеными девушка успела внести немало корректировок и поправок в раздел лингвистики, изучающий древние языки. К большой радости лингвистов-японоведов, она сумела воспроизвести способ прочтения древних иероглифов. Опытный японист А. Васильев воскликнул: «Я интуитивно чувствовал, что эти иероглифы надо читать именно так, но не был уверен в этом. После того как я услышал их прочтение, у меня не осталось ни малейшего сомнения в том, как их нужно читать».

    Не разочаровала Наташа и египтологов. «То, что мы видим, граничит с открытием! Мы всегда испытывали трудности в прочтении труднопроизносимых корней, а здесь увидели, каким образом эти трудности преодолеть», — признался один из специалистов в области древнеегипетского языка. Языковед А. Симонов, захвативший на встречу книгу с фотографиями древних этрусских памятников, был просто поражен, с какой легкостью Наташа прочла эти таблички.

   Интересный  разговор  развернулся между кандидатом исторических наук Анатолием Соколовым и девушкой. Ученый сообщил, что в начале двадцатых годов XIX века в Пенджабе в селении Хараппа было обнаружено несколько сотен пластин, представляющих из себя прямоугольные плитки с изображением различных животных и с иероглифическими надписями под ними. Однако специалисты не могли определить, к какому народу отнести эти памятники, и это сдерживает процесс их дешифровки. А.Соколов спросил у Наташи, не могла бы она определить, к какому народу отнести эти, плитки и на каком, языке говорили эти люди. Немного поразмыслив над фотографиями плиток, Наташа ответила, что, по ее мнению, надписи на пластинах принадлежат или очень близки дравидскому языку, а из современных отдаленно напоминают тамильский. Она также сообщила, что пластины имеют явно культовое значение, и речь в них идет о ритуале жертвоприношения в «большой год богов». Указав на одну из пластин, Наташа сказала: «Вот эта — талисман. Тут  написано:  «Красивой  госпожи    защита». А.Соколов заулыбался  и  сказал:  «Похоже,  вы  правы!».

Как возник язык?

    Ученые констатировали, что «большинство плиток содержат просто абстрактные значки — идеограммы, а меньшинство — изображения животных или предметов. А это ставит под сомнение укоренившееся мнение, что письменность развивалась от изображений к символам, знакам». На это Наташа ответила, что знаковое письмо является намного более древним, чем пиктографическое (изображениями), и иначе, по ее мнению, быть и не могло. Наташа считает, что эти изменения в языке происходили по мере того, как мышление древних людей все более отклонялось от абстрактного и поглощалось земной действительностью. «Да и само графическое изображение букв во многих алфавитах ясно показывает, что буквы — это измененные, деформированные и стилизованные временем цифры, то есть буквы современных языков были некогда цифрами. Причем А — это 1, Б — 2, В — 3, Г — 4...», — не успела докончить девушка.

«Это же моя система, — перебил Наташу ученый-арабист, кандидат филологических наук Николай Вашкевич. — А — это один угол, Б — два угла, В — три... Если буквы многих алфавитов написать с учетом этого, то они похожи на простой ряд чисел: 1А, 2Б, ЗВ, 4Г, 5Д, 6Е, 7Ж, 83, 9И, 10К, 11Л, 12М...». На это Наташа ответила, что эта система является общей системой изначального человеческого языка. В древности, по ее мнению, существовал единый язык, который являлся смысловым. Люди говорили на нем и тут же понимали смысл сказанного, потому что само слово было неотличимо от мысли, которая за ним стояла. Естественно, не было нужды в словах-терминах, словах-знаках, словах-символах. Запас слов был неизменен и представлял из себя четкую иерархическую систему, которая была одновременно и системой мыслей. А так как язык представлял собой вполне завершенную модель, то мысли-слова были доступны для каждого и вспыхивали в голове у всякого, кто представлял себе тот или иной образ. И наоборот, образ рождался, когда человек слышал мысли-слова другого человека. По словам Наташи, тогда не было надобности вести запись слов, да и сами мысли-слова передавались от одного к другому телепатически.

    «Вот почему археологи не находят очень древних текстов. Но если это так, то это полностью переворачивает наше представление о мире, в котором мы живем», — сказал кто-то из зала.зала.

Как можно объяснить феномен Наташи?

    На этот вопрос корреспондент «Интерфакс ВРЕМЯ» попросил ответить сотрудника Московского института человековедения, кандидата психологических наук Галину Гамаюнову, которая как раз и занимается вопросом необычных способностей Наташи.

    По ее словам, вопреки всем научным теориям феномен Наташи, безусловно, существует. Девочка заговорила «на языках» в том возрасте, когда дети еще не знают, что говорить на 120 языках невозможно. «Это необъяснимое явление заставляет нас задуматься и о причинах разнообразных способностей человека вообще», — считает Г. Гамаюнова. Как она отмечает, в атеистической науке распространено мнение, что человек постепенно учится разговаривать на многих языках, писать стихи, сочинять музыку и решать логические задачи. Однако те обстоятельства, которые сопровождают творческий процесс, ясно указывают, что часто музыка, стихи, разнообразные идеи и научные открытия появляются в голове человека как бы ниоткуда. То есть они не являются результатом долгой мучительной работы, а возникают вдруг. Сама Наташа честно признается, что не знает, откуда появляется в ее голове знание языков.ыков.

    Вольфганг Моцарт писал: «Я всегда в хорошем настроении и отлично себя чувствую, когда мысли толпятся в моей голове, входя в нее с величайшей легкостью. Как и откуда они приходят? Я не знаю и никак не причастен к этому...» Практически все великие открытия совершаются благодаря внезапному озарению, которое чаще всего снисходит на человека после продолжительного периода интенсивной и безрезультатной работы мышления. В качестве примера можно привести открытие математика Карла Гаусса. После многолетних и безуспешных попыток доказать теорему целых чисел Гаусса внезапно осенило, и он нашел решение. Он описал это так: «Наконец решение промелькнуло в моем мозгу, как внезапная вспышка молнии. Я не могу сказать, что оно было связано с моими прошлыми знаниями».

   Видимо, у Наташи процесс «вхождения» языков в ее голову происходит подобным образом — по вдохновению и порой неожиданно для себя самой, считает Г. Гамаюнова. Смысл «оживших» в ее голове языков она постигает практически мгновенно, и это сродни тому творческому вдохновению, которое описали Моцарт и Гаусс.

Чем Наташа отличается от обычного человека?

    Биологи, находившиеся на встрече, высказали интересную гипотезу, что в феномене Наташи «повинны» гены, ответственные за знание древних языков. Эти гены, находясь в рецессивном состоянии у предков Наташи, активизировались у нее, и она как бы вспомнила языки, на которых говорили ее далекие пращуры. Эта теория далеко не нова, и в прессе изредка встречаются сообщения о полиглотах, в том числе и детях, которые без процесса обучения вдруг заговорили на нескольких языках. «Не ручаясь за достоверность этих сообщении, я все же думаю, что такие теории не могут ответить на круг вопросов, возникающих в случае с феноменом Наташи», — считает Г. Гамаюнова.

    Она пояснила, что в психологии существует теория, по которой образы, понятия или их значения приходят к нам извне. Их источник — «коллективное бессознательное», а на личностном плане — подсознание конкретного человека. Они регулируют их поступление в «образное» правое полушарие головного мозга. В принципе принято считать, что левое полушарие головного мозга человека отвечает за логику (сознание), а правое — за эмоции, интуицию (подсознание). В то же время левое полушарие «связано» с правой половиной человеческого тела, а правое — с левой. Так, например, если у человека в результате инсульта парализована левая часть тела, это значит, что нарушена работа правого полушария, и наоборот. У каждого человека одно из полушарий является преобладающим над другим; как правило, у мужчин доминирует левое, отвечающее за логику, а у женщин — правое, «эмоциональное».

    Все это отражается на тонких деталях даже лица человека. Всем хорошо известно, что лицо человека не является симметричным — один уголок губы бывает поднят выше другого, то же может относиться к векам, бровям, глазам. Обычный психолог или физиономист даже после непродолжительного рассмотрения лица индивидуума может сразу сказать, какая часть головного мозга является у него доминирующей. Существуют типы людей и с так называемой перекошенной личностью — это уже случаи, когда одно полушарие слишком преобладает над другим. В этом случае мы наблюдаем типы неких «воздушных женщин» и «сухих логичных мужчин». Тем не менее, замечено, что у одаренных или талантливых личностей есть некое равновесие между правым и левым полушариями, но оба они достаточно сильно активизированы.

    Наблюдая Наташу Бекетову, Г. Гамаюнова пришла к убеждению, что девушка, во-первых, абсолютно здорова психически, во-вторых, по всем признакам правое полушарие ее головного мозга активизировано необычайно сильно, но при этом левое не является пассивным. То есть Наташа не является «перекошенной личностью», а благодаря невероятной развитости «подсознательного» полушария она обладает феноменальной способностью «познавать» древние языки. В психологии сложилась определенная традиция связывать подобные явления с миграцией образов из глубин подсознания в рассудочную часть мозга. Левое, логическое, полушарие при этом начинает активно «приспосабливать» образную информацию, попавшую в зону его действия, под стереотипы мышления и определенные модели поведения. Если же левое полушарие не находит никакого применения полученной информации, то оно стремится «освободиться» от лишнего груза и отправляет информацию снова в сферу подсознания. Тогда человек спокойно забывает такие знания, оказавшиеся, по мнению левого полушария, «бесполезными». Особенно часто это бывает, когда новые мысли сопряжены со страхом и нежеланием ничего менять. Так дети начинают подавлять свои фантазии и далее поступают так же, расправляясь с необычной информацией, приходящей им в голову.

    По мнению Г. Гамаюновой, а случае с Наташей все было не так. Языки «всплывали» в ее сознании с самого раннего детства, то есть с того возраста, когда дети еще не знают, как поступать со своими фантазиями, когда нет еще страхов, а стереотипы мышления еще не сложились. То, что девочка смогла последовательно раскрыть смысл загадочных слов, быстро убедило ее еще неокрепшее сознание, что она имеет дело не с выдумками, а с ценной информацией.

   Психолог сообщила, что в рамках Института человековедения разработана методология, которая, по ее мнению, стимулирует умственное развитие детей. «Часто маленькие дети говорят как бы на своих собственных, «спонтанных» языках. Родители, как правило, не потакают этому и заставляют их выговаривать определенные слова привычного нам языка. Тем самым взрослые ставят рамки «дозволенной болтовни» и ограничивают фантазии детей. Возможно, если бы родители не делали этого, феномен Наташи не был бы уникальным случаем» — считает Г. Гамаюнова.

Что ожидает Наташу в будущем?

    После того как научные круги услышали о юной полиглотке, Наташе было сделано множество предложений, как от российских, так и зарубежных специалистов «работать на них». Особенный интерес проявили японские ученые, которые за любые деньги хотели купить «Наташино знание языков». Девушку просто замучили, и она теперь вынуждена чуть ли не скрываться от психологов и лингвистов.

    Свою судьбу Наташа хочет связать с профессией архивариуса. Она хочет изучать древние книги, потому что ей «нравится, как пахнут древние манускрипты». Но думается, что ее предназначение гораздо масштабнее.

Елена НИКИФОРОВА

 

 

   

 

 

 


© 2010. Все права защищены.

Публикация материалов сайта разрешена при условии ссылки на "Полезное знание"