загрузка...

Здоровье / Память


Хорошая и плохая память

 

Многие люди испытывают трудности при запоминании информации и жалуются на то, что у них плохая память. В действительности, когда выявляется скудная способность для воспроизведения воспоминаний, возможно, это обусловлено органическими проблемами головного мозга или нехваткой навыков стратегии запоминания. В обоих случаях обучение навыкам может способствовать улучшению процесса запоминания.

 

ОБУЧЕНИЕ И ОШИБОЧНЫЕ ОЖИДАНИЯ

Во многих популярных книгах утверждается, что человек использует только 10% своего умственного потенциала, и существуют методы для повышения производительности мозга до 75%. Однако ни в одной из наук, изучающих высшую нервную деятельность, невозможно найти достоверные материалы хотя бы одного исследования, которые бы это подтверждали. Несмотря на то, что считается возможным улучшение способности к запоминанию, и память рассматривается в качестве центральной функции человека, нельзя утверждать, на сколько процентов можно улучшить память.

 

ЗАБЫВАНИЕ

Иногда случается так, что человек забывает имя одного из знакомых или не может вспомнить, где оставил ключи от автомобиля. В других случаях он забывает поздравить близкого человека, с днем рождения или не может удержать в голове какую-либо информацию накануне экзамена, к которому долго готовился. Именно тогда, когда память отказывает, человек осознает, что в ее функционировании имеются сбои. И он не может не задавать себе следующих вопросов: нормальным ли явлением считается то, что я забываю эти вещи, или со мной происходит что-то серьезное? Как определить тот момент, когда забывание действительно начнет представлять серьезную проблему?

 

ГИПЕРМНЕЗИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ

Трудно себе представить, какой стала бы наша жизнь, если бы пришлось удерживать в памяти все услышанное и увиденное в течение дня. В медицине были описаны случаи, когда люди обладали способностью запоминать все увиденное или услышанное. О таких людях говорят, что у них гипермнезия. Например, был описан случай в 1969 году русским нейропсихологом Александром Романовичем Лурия, родоначальником нейропсихологии человека. Некто Черешневский был способен запоминать страницы слов или таблиц, состоящих только из цифр, и совершенно точно воспроизвести их через 10 лет. Однако, как упоминает Лурия, у гипермнезической памяти есть свои недостатки. Например, когда Черешневский читал текст, ему приходилось превращать в образ каждую деталь из прочитанного. Чтение не только оказывалось длительным и утомительным, но и выстраиваемые образы перемешивались у него в голове так, что мешали правильному пониманию текста, и общий смысл прочитанного полностью ускользал от него.

 

ЗАБЫВАТЬ, ЧТОБЫ НЕ ПЕРЕГРУЗИТЬ

Задерживая большое количество незначительной информации, память превращается в медленно действующую перегруженную систему, в которой возникают проблемы и сбои. Забывание незначительной информации позволяет более важным данным выделяться. Таким образом, легко догадаться, что забывание - это нормальная и полезная функция для правильной работы ежедневной памяти. Представление о том, что является важным, может трансформироваться в зависимости от изменения ситуации. Таким образом, выбор информации, которая будет забытой, является всегда несовершенным. Как правило, человек забывает для того, чтобы не перегружать свою память незначительной информацией.

 

КАК МЫ ЗАБЫВАЕМ

Забывание следует рассматривать в качестве результата деятельности нормальных факторов нашей памяти, которые способствуют тому, чтобы незначительная информация была менее доступной. Тем не менее, забывание не означает полного исчезновения вышеупомянутой информации, речь идет всего лишь об «ослаблении» используемых путей доступа. Кажется, что в процессе забывания происходит исчезновение именно уже установленных нейронных связей, следовательно, для активации воспоминания потребовалась бы серия событий или особых ключей восстановления.

 

ЭФФЕКТ НАКОПЛЕНИЯ

Обычно этот процесс является обратимым. В этом смысле, когда человек пытается вновь узнать информацию, которая была им забыта, ему требуется меньшее количество времени на ее изучение, чем в случае, когда речь шла бы о новых данных. Этот феномен получил название «эффекта накопления». Он осуществляется, например, в процессе просматривания человеком лексики языка, который он изучал в детстве, но на котором впоследствии перестал говорить. Когда он возвращается к изучению этого языка, ему требуется меньше времени, чем, если бы речь шла о языке совершенно ему незнакомом. Происходит повторная активация информации, она становится более доступной для вторичного установления нейронных связей.

СТАРАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПРЕПЯТСТВУЕТ ЗАПОМИНАНИЮ НОВОЙ. НАПРИМЕР, ИЗУЧЕНИЕ 2-ГО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СОЗДАЕТ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ПОМЕХИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ 3-ГО ЯЗЫКА

 

ПРОВАЛ В ПАМЯТИ

Вы никогда не забывали дату посещения стоматолога? Этот опыт достаточно распространен, и человек при помощи логики догадывается о мотиве подобной небрежности, особенно, если очень опасается визита к стоматологу. Практически все сохраняют воспоминания о лучших и приятных моментах своей жизни.

Однако некоторый опыт может быть настолько невыносимым, что память предпочтет стереть его из сознания. Воспоминания, связанные с болью, стыдом или чувством вины чаще всего удаляются из памяти, чтобы таким образом избежать повторного переживания неприятных впечатлений или свести вероятность переживаний к минимуму. Если человек не мог бы забыть неприятные ощущения, полученные во время травм, он подвергался бы неврозу каждый раз, если бы с ним происходило что-либо подобное, и практически не был бы способным к какой-либо деятельности. Негативный опыт первого трудового дня мог бы сделать невозможным возвращение к работе.

Итак, оказывается, что более полезным является хранение успешного опыта, чем неудачного. Эта форма забывания способствует быстрому и эффективному функционированию системы памяти.

Чтобы не перегружать систему, память нуждается в отделении информации, не являющейся приоритетной, для выживания.

 

 

 

 

 


© 2010. Все права защищены.

Публикация материалов сайта разрешена при условии ссылки на "Полезное знание"