загрузка...

Психология


Маскарад длиною в жизнь

 

В жизни каждого из нас есть рубежные даты. Для газеты — это выход юбилейного номера. Для нас — день рождения, годовщина свадьбы, защита диссертации. И кажется: вот настанет он, светлый миг, долгожданный праздник, будет преодолен очередной рубеж — и начнется другая, счастливая жизнь! Ан нет... И марш Мендельсона отгремел, и сын школу окончил, и новоселье справили — а жизнь кардинально не изменилась. В чем-то главном осталась той же — скучноватой, серенькой. Идет и идет своим чередом. Почему? Да потому, что не меняемся мы сами! Продолжаем играть те же роли, что и прежде, носим все те же маски. Так может, пришло время сменить амплуа? Секрет удачи прост: надо воспринимать каждую рубежную дату, каждый жизненный поворот как момент смены масок и декораций.

 

Сказка сказок

Помните — все мы жили когда-то в окружении сказочных героев. Где-то неподалеку от изголовья кудахтала Курочка Ряба, у Лукоморья рос дуб зеленый, в дальнем углу за шкафом прятались гномы, а среди чахлых комнатных фиалок и пыльных кактусов порхали эльфы. Мир был густо населен образами, которые материализовались из маминых сказок, из книжек с яркими картинками. Так и выскакивали — только успевай замечать, что за новое существо оказалось рядом.

А замечать следовало: вовсе не все сказочные герои были друзьями. Да что там — сколько злобных монстров: и Змей Горыныч, и Баба-яга, и Людоед... Стоило, например, погасить свет или просто спрятаться под одеяло, зажмуриться даже — и пожалуйста, окружали, норовили заколдовать, утащить в какое-нибудь подземелье.

Было ужасно важно завести друзей добрых и сильных: чтобы вместе летать на коврах-самолетах, пробираться непроходимым темным лесом, защищать Маленького Мука и помогать сестрице Аленушке спасти братца Иванушку. В общем, дел было по горло — ведь это и была настоящая жизнь, куда более яркая и реальная, чем та, которой жил Большой мир — с его манной кашей, детским садиком, потерянными варежками...

Туда, к гномам и волшебникам, ныряли мы, спасаясь от родительского гнева, от обиды, нанесенной во дворе, от скуки и холода.

Герои на каждый день

Но потихоньку этот яркий мир детства бледнел и уходил куда-то. Его оставалось все меньше — или мы становились все больше и уже не помещались в нем. И что же — мы оказались в реальности?.. Ничего подобного — просто мы выбрали другие сказки. Нам пришлось осваивать новые — взрослые — мифы.

Помните лозунговый вопрос Маяковского: «Делать жизнь с кого»? И впрямь — с кого? Процесс «делания жизни» начинается задолго до момента профориентации, его истоки — все в тех же детских сказках, в романах, которыми мы зачитывались подростками, в фильмах, поразивших наше юношеское воображение. Образ Золушки слился с героинями Тургенева, Мальчиш-Кибальчиш превратился в д'Артаньяна или Штирлица. Вот и понесло нас по выбранному некогда руслу. По руслу кем-то придуманной, вымышленной судьбы.

Конечно, и в реальности нас окружают вполне мифологические герои. Кому-то «светит» образ Ротшильда, кому-то — Аллы Пугачевой... Существенно не это: в нашем воображении они действуют не как реальные люди из плоти и крови, а как сказочные символы.

Вот и поговорили...

Бесполезно читать популярные руководства по психологии и пытаться освоить правила общения между людьми. Общаются нелюди, а размноженные виртуальные копии разнообразных героев нашего времени. То встретятся Мартин Иден с Обломовым, то Настя Каменская — с чеховской Душечкой... Чем обернется их встреча — понятно: этим героям едва ли удастся найти общий язык.

Сознательно или подсознательно выбирая образ, мы невольно закладываем определенный жизненный сценарий. Никогда Чацкому не стать преуспевающим бизнесменом: в реальном мире ему открыт лишь путь стареющего хиппи. Рэмбо всю жизнь будет доказывать окружающим свою крутизну, а доктор Айболит до пенсии просидит в районной поликлинике. Жизнь пройдет стороной, не задев и ничем не одарив их.

Немецкий психоаналитик Ганс Дикманн отмечает, что «сказки глубоко связаны с внутренним миром, переживаниями, поступками, болезнями и слабостями, а также с достоинствами и сильными сторонами человека. И хотя с возрастом сказки забываются, однако в нашем сознании они обладают значительной энергией, о чем взрослый человек может и не подозревать».

Как Колобок стал Рэмбо

Страшненькая получается картина: вымышленные персонажи, как вампиры, напиваются живой кровью. Влезают в наши шкуры — и замечательно живут, пока мы вновь и вновь разыгрываем их сценарии...

На самом деле все не так уж трагично. Даже напротив: совсем неплохо, что каждому человеку задолго до рождения приготовлена целая палитра возможных образов, а значит — и вариантов пути. Главное — не попадать в плен к полюбившемуся персонажу, вовремя менять маски.

Дети — они мудрые. Они сначала сопереживают Колобку, потом — Ивану-царевичу, а там и до графа Монте-Кристо дело доходит. Они растут — меняются их герои, уступая место «коллегам» из виртуального мира. Именно поэтому дети куда более контактны, чем взрослые: как правило, в их мире встречаются и вступают в диалог д'Артаньян с Атосом, а не капитан Немо с Котом в сапогах.

А вот дальше может возникнуть путаница: кто-то шагает из образа в образ, из мифа в миф, реализуя все новые программы, а другой так и остается на всю жизнь в костюме Базарова. А то и вовсе рабыни Изауры...

Российский психолог Надежда Крытова описала весьма типичную жизненную ситуацию: «Москвичка Ирина К. вдруг осознала, что уже давно играет в сказку «Царевна-лягушка». Вначале «сидит на болоте», ожидая Прекрасного Принца. Затем неожиданно «ловит стрелу», знакомясь на вечеринке с Героем. А потом пытается убедить Царевича, что она «хоть и лягушка, а жена хорошая». И все, что бы ни попросил возлюбленный, — ему дает и дарит. Даже если ради этого приходится влезать в немыслимые долги, жертвовать покоем, здоровьем, добрыми отношениями с родными и друзьями. И все ждет, когда же Он поймет, что она — Царевна. Но жизнь — не сказка, и Царевичи уходят от заботливых Лягушек к разным феям и другим чаровницам. В общем, пока Ирина не увидит Царевну в самой себе, она не встретит Царевича».

Прометей прикованный

Понятно: застрять на той или иной ступени всегда плохо. И дама, до седых волос воображающая себя Красной Шапочкой, — случай безнадежный. Но, с другой стороны, вечное путешествие по мифам может показаться унизительным! В самом деле, что же мы сами — и шагу ступить не способны? Лишены свободной воли?

Не в том дело. Основные модели поведения, модели пути к исполнению желаний, модели судьбы неизменны и запечатлены давным-давно — в древнейших архетипах, хранящихся в прапамяти человечества.

Ах, какие только маски не надевают эти архетипы! И все же они узнаваемы. Так, героиня Александры Марининой Настя Каменская — современное воплощение Афины Паллады, она же — правнучка Жанны д'Арк, двоюродная сестра андерсеновской Герды... А кентавр Хирон в разные времена обретает черты то мушкетера Атоса, то гениального сыщика Шерлока Холмса...

Каждый архетип представляет собой некую схему, на основе которой можно сыграть тысячи вариантов жизненных сценариев.

Путь из Зазеркалья

Что делать, если вы все-таки «застряли» в мифе, из которого давно уже пора выйти, если полюбившийся литературный герой не желает покидать «насиженную душу», и вам это мешает? Вспомните героиню одной из лучших сказок —девочку Алису, блуждавшую по Зазеркалью. Как только Алиса почувствовала, что сказочные персонажи затягивают ее в свой мир, что она сама становится такой же игрушкой, как Мартовский Заяц или Белый Всадник, она выпрямилась во весь рост — и выпрыгнула из сказки. Живая девочка поднялась над вымышленным миром — и в ту же секунду персонажи сказки застыли куклами. Ведь если мы сами не оживляем игрушки — они не начинают дышать и двигаться.

Вас никто не заставляет до гроба хранить верность однажды выбранному архетипу. Да и сами архетипы этому сопротивляются: так, древнегреческая богиня Артемида покровительствовала юным девушкам, но наотрез отказывалась помогать замужним дамам! Вылетев из ее гнезда, барышни разбегались кто куда, выбирая новую богиню по вкусу: кто к Деметре, кто к Гере, кто к Афродите, кто — к Афине...

...Наши зеркальные отражения дрожат и множатся, тропинки расходятся, возникают все новые перекрестки. Путешествие по этому лабиринту не только увлекательно, оно необходимо — без него нам не достичь того, о чем мы мечтаем. Важно идти в ногу со временем и помнить о том, что выбранная роль — пусть и не точный наш слепок, но прочные латы витязя, миновавшего перепутье и споро продвигающегося к заветной цели. Еще важнее — не бояться меняться...

Ольга ОГИНСКАЯ

 

 

   

 

 

 


© 2010. Все права защищены.

Публикация материалов сайта разрешена при условии ссылки на "Полезное знание"