загрузка...

Непознанное / Места силы


Китеж

 

КитежНад Волгой спускался туман. Круизный лайнер начал стопорить ход. У крутого берега влажное облако неожиданно рассеялось, и мирно завтракающие туристы застыли с открытыми ртами: над водой возникло видение дивного города, сверкающие башенки и своды его дворцов сияли нездешним светом. Спустя мгновение над рекой послышался нежный хрустальный звон, словно тысячи колокольчиков раскачивал легкий ветерок.

Мираж пропал так же внезапно, как и возник. Кто-то вспомнил, как много лет назад читал старинную легенду о дворце княжны Волги, иногда поднимающемся из реки. За расспросами потянулись к гиду.

— Странно, что для всех это видение стало сюрпризом, — ответил он. — Многие туристы специально покупают билеты на маршруты, которые проходят через Самарскую излучину — там, где горы Жигули, в надежде увидеть призрак Мирного. Вам повезло: он предстал перед вами во всей красе.

 

Тридесятое государство

Разное говорят легенды об этом потайном городе. Если верить первой, то Китеж — и не город вовсе, а сокровенная страна, сказочное тридесятое государство, место обитания языческих богов, хранителей матушки-Руси. И никто, кроме самих богов, не может попасть в Китеж. Но с той самой поры, как славяне переменили веру, крестившись в водах Днепра, языческие хранители Руси закрыли дорогу в свою обитель.

Согласно второй версии, в XIII веке, когда на Русь вторглись войска хана Батыя, остатки русской армии укрылись в Китеж-граде. Двое суток несметные орды татар пытались штурмом взять город, но каждая попытка оканчивалась неудачей. К началу третьих суток в живых остались единицы осажденных. И тогда взмолились они Богу о спасении Китежа от поругания. Услышана была их молитва: на глазах у изумленных ордынцев воды озера разомкнулись, разверзлась земля и поглотила святой город со всеми его церквями, хоромами и людьми. С тех пор Китеж в русской истории стал прообразом рая, куда мечтает попасть всякий праведник.

А по третьей версии, в Китеже было тайное хранилище книг и реликвий, диковинных растений и их семян и всего, что является реликвиями славянского рода от начала времен. Говорят еще, что когда обитатели Аркаима переселились с Урала на берега озера Ильмень, то свое новое святилище возвели на реке Мологе, что впадает в Волгу. И назвали его Китежем.

Вокруг Европы на реку Смородинку

И все же самое первое упоминание о Китеже, как установили исследователи, содержится в предании о языческом боге Велесе. Будто за время долгой борьбы с темными силами у того ожесточилась душа, и он собрался отправиться в небесную Сваргу, дабы очистить себя от гнева и скорби.

Небесная Сварга — обитель богов, которые охраняли Русь. В обители этой бьет родник с живой водой. Там же находится Ирийский сад с диковинными животными и растениями. Сама же Сварга, согласно легенде, находится на речке Смородинке, притоке Pa-реки. Чтобы в эту Сваргу попасть, «можно пойти прямым путем, сначала по Pa-реке, затем по Смородинке, или вторым, более длинным, но хорошо известным: вокруг Европы, а затем подняться по одной реке и спуститься по другой». Pa-рекой в древности называли Волгу. АСварга, согласно преданиям, и есть Китеж-град — храмовый город славянского пантеона.

Хоровод с богами

В 2002 году исследователи наткнулись на внушительный пласт археологических памятников, косвенным образом указывающих на то, что на дне озера находятся руины древнего городища. Возникла идея исследовать архивы краеведческого общества в Бежецке, чтобы отыскать сведения о Китеж-граде. И снова — удача! Были обнаружены письменные источники, которые проливают свет на причину возникновения легенд о Китеже и его таинственном исчезновении на дне озера.

Согласно полуистлевшим рукописям, Китеж стоял на этих землях задолго до прихода хана Батыя. Со времен принятия Русью христианства язычество ушло в подполье. Крепко держались славяне за веру предков. Но дабы не входить в конфликт с официальной властью, славянские жрецы со своими реликвиями и тайными знаниями затворились в тверских лесах в междуречье Мологи и Волги. Здесь они возвели город, куда не вели торговые пути, где не селились ремесленники. Здесь было место Силы.

Так продолжалось несколько столетий. Жрецы жили в лесном городе под охраной языческих богов. В сокровенное поселение тайными тропами пробирались простые люди, приносили богатые дары. Грянуло татарское нашествие. Сгустились тучи и над Тверской землей, где среди лесов жили языческие боги. Поняв, что сражения не избежать, тверской князь Юрий Всеволодович с искренним раскаянием решил припасть к святыням отцов. Но было поздно. Дабы не оставлять на поругание святыни, языческие жрецы решили Китеж затопить, благо он находился в низине между двумя реками. Так и оказался он погребенным под многометровым слоем воды.

Но многочисленные паломники продолжали стекаться к священному месту со всей языческой Руси. Китеж оброс легендами и поверьями: как на утраченном месте Силы обрести спасение. Возможно, так появилось и поверье, что, если женщина вокруг озера проползет на коленях, боги сохранят жизнь ее мужу, сыну или брату, ушедшему на поле брани. Говорят, в годы Великой Отечественной войны многие, таким образом, пытались защитить своих любимых...

Споры о неведомом

Никакого Китежа на Светлояре не было, утверждают ученые-технари. И быть не могло! Потому что площадь Светлояра для города слишком мала: всего 0,15 квадратных километра, а глубина — 32 метра — слишком велика, чтобы говорить о затоплении. Озеро образовалось на месте падения метеорита.

Конечно, и сей гипотезе имеются неопровержимые подтверждения.

Другие исследователи возражают: а как быть с фактами, что озеро образовалось в результате внезапного сдвига почвы, который произошел аккурат в те времена, когда исчез град Китеж? И тоже предъявляют свидетельства своей правоты.

Но, честно сказать, поколениям людей до этой правоты нет дела.

Потому что без Китежа нет России. И по сию пору девушки водят на берегу Светлояра хороводы в ночь на Ивана Купалу. И как всегда, так и теперь «сходятся на берегу Светлояра толпы людей, стремящихся хоть на короткое время отряхнуть с себя обманчивую суету и заглянуть за таинственные грани.

Здесь, в тени деревьев, под открытым небом день и ночь слышно пение, звучит распевное чтение, кипят споры об истинной вере. А на закатных сумерках и в синей тьме летнего вечера мелькают огни между деревьями, по берегам и на воде. Благочестивые люди на коленях трижды ползут кругом озера, потом пускают на щепках остатки свечей на воду, и припадают к земле, и слушают. Усталые, между двумя мирами, при огнях на небе и на воде, они отдаются баюкающему колыханию берегов и невнятному дальнему звону... И порой замирают, ничего уже не видя и не слыша из окружающего. Глаза точно ослепли для нашего мира, но прозрели для мира нездешнего... А кругом стоят и смотрят с удивлением те, кто стремился, но не удостоился по маловерию... И со страхом качают головами. Значит, он есть, этот другой мир, невидимый, но настоящий...» Так описал свои впечатления от свидания с Китежем В. Г. Короленко. И правда, какая разница: падал сюда метеорит или не падал. Главное, что в самом сердце России есть место, где человек обретает надежду и силу.

Дмитрий СОКОЛОВ, Олег КУРБАТОВ

 

 

 

 

 


© 2010. Все права защищены.

Публикация материалов сайта разрешена при условии ссылки на "Полезное знание"