Молодость


Эффективная работа мозга

Разнообразие - та самая приправа к жизни,
которая и придает ей весь аромат.
У. Каупер

Одним из наиболее неприятных признаков старости является ухудшение работы мозга. Начинаются проблемы с памятью, и приход старости обычно ассоциируется со склерозом. На протяжении многих десятилетий в научно-популярной литературе можно было прочесть о том, что у человека, особенно в пожилом возрасте, отмирает около 100 тысяч нейронов в год, чем и объяснялось то, что мы забываем многие события нашей жизни. Отсюда родилась популярная в народе фраза: «Нервные клетки не восстанавливаются».

В действительности все оказалось несколько иначе. Современные высокие технологии позволили подсчитать клетки мозга и установить, что здоровые нейроны не отмирают. Их не нужно восстанавливать, восстанавливать необходимо их работоспособность. Дело в том, что некоторые нервные клетки «впадают в спячку», сохраняя при этом накопленные знания и опыт. Чем дольше такие клетки не работают, тем тяжелее восстановить их жизнедеятельность.

Треть пожилых людей сохраняют поразительную ясность ума до самой смерти и ни в чем не уступают молодежи. У большинства остальных отмечается некоторый упадок, но он не сказывается на их способности справляться с решением обыденных проблем. И только у 12% пожилых людей отмечаются выраженные ухудшения работы мозга и патологии.

Но годы в этом не виноваты! Распространенный миф о том, что все люди обречены на болезнь Альцгеймера, только не все до нее доживают, - в корне неверен.

Ученые из Сиэтла и Балтимора, которые вот уже 35 лет наблюдают за старением шести тысяч жителей этих городов, полагают, что сохранять ум в надлежащей форме помогает генетическая наследственность и хорошее качество жизни, под которым они понимают наличие высшего образования, насыщенность жизни событиями, круг интеллектуальных друзей, а также умного мужа или жену. А умственный упадок неизбежен для тех, кто ведет «серый» образ жизни, испытывает неудовлетворенность ее качеством. Даже телесные недуги не лишают человека мыслительной мощи.

Конечно, существуют болезни, которые оказывают негативное влияние на мозг (сердечнососудистые заболевания, диабет и гипертония), но и в этом нет прямой зависимости. Просто менее активный образ жизни больных ограничивает объем «пищи», поступающей в мозг.

Физические упражнения могут способствовать повышению работоспособности мозга. Однако эффективность упражнений для умственной деятельности после определенного уровня интенсивности занятий падает. Ежедневная получасовая прогулка во многих случаях оказывается гораздо полезнее бега трусцой и занятий на тренажерах.

Специалисты сравнивают мозг с компьютером, в котором возможны неполадки, а наши знания - с программным обеспечением, с которым ничего, кроме дальнейшего совершенствования, произойти не может. Компьютер может устареть и начать медленнее обрабатывать слишком сложную программу, иногда даже «зависать» от непомерного объема информации. Но срывы случаются и у 20-летних, хотя обычно это происходит после 60, когда знаний действительно накоплено очень много.

Так что первой «изнашивается» не память, а утрачивается способность мозга как машины пользоваться заложенной в него программой. Это - начальный этап распада сознания. Возникают проблемы с абстрактным мышлением, основанным на аналогиях. Потом ослабевает тот тип памяти» который позволяет нам возобновлять работу, отложенную на некоторое время. Но вот что удивительно - так называемая «процедурная» память, хранящая умение играть в теннис или кататься на велосипеде, возрасту не поддается.

Вот что советует научный руководитель Института мозга человека, академик Наталья Петровна Бехтерева:

"Для того чтобы память была лучше, ее надо упражнять. Точно так же, как существуют упражнения для укрепления мышц рук, ног, спины, шеи, брюшного пресса, существуют и упражнения для укрепления памяти. Они очень простые, общедоступные, их можно делать в любой обстановке. Например, многие люди очень любят обзаводиться большим количеством блокнотов, персональных еженедельников, записных книжек. А почему бы не потренировать свою память и не попытаться зазубрить наизусть все номера телефонов своих друзей и знакомых?

Ведь не случайно же раньше в школах детей заставляли зубрить очень многое наизусть. В том числе заучивать без всякой разговорной практики так называемые «мертвые языки», на которых люди уже давно не разговаривают. Зубрежка вообще была одним из методов обучения. Мы же ее всегда очень критиковали и в конце концов ликвидировали. А вместе с ней выкинули на помойку хороший тренажер для памяти. Для тренировки памяти очень полезно заняться изучением какого-нибудь иностранного языка, заучивать ежедневно хотя бы по пять-десять новых слов. Или учить наизусть стихи - казалось бы, совершенно праздное занятие, но, поверьте моему опыту, это очень эффективное упражнение. Многие люди увлекаются разгадыванием кроссвордов - тоже неплохой метод для развития памяти и ассоциативного мышления.

Обязательно нужно пополнять свой словарный запас, больше читать. И не только газеты, хотя пресса сейчас у нас достаточно интересная и разнообразная, но и фантастику, и лирику, и специальную литературу - для того, чтобы получать как можно больше информации. То есть заставлять работать свой мозг. Вообще, чем больше разнообразной информации человек будет стараться запомнить, тем лучше у него будет с памятью. Поэтому не делайте больших перерывов в умственной работе.

Разумеется, мы не отказываемся от медикаментозного лечения, от применения фармакологических препаратов, типа ноотропила, пирацетама, энцефа-бола, улучшающих деятельность мозга. Они, как правило, помогают и в детском, и в зрелом, и в преклонном возрасте - тогда, когда нарушается память, замедляются ассоциативные процессы в мозгу. Есть и другие способы укрепления памяти. Например, естественный отдых на природе. Очень благотворны лесные прогулки, потому что это не только другой состав воздуха, другие запахи, но это еще и принципиальная смена обстановки, которая сама по себе оказывает положительное воздействие на механизм нашей памяти".

Мозг пожилого человека сохраняет поразительную способность восстанавливать работоспособность и омолаживаться.

Стэнли Рапопорт, шеф лаборатории нейрологии американского национального Института проблем старения, сравнил работу мозга у стариков и молодых, занятых решением одинаковых задач. Он установил, что у зрелых людей мыслительный аппарат, сталкиваясь с трудностями, перестраивается, чтобы компенсировать недостающие элементы. Если некий нейрон не в состоянии справиться с предложенной работой, соседние клетки помогают ему или перебрасывают задание из одной зоны головного мозга в другую. Даже после длительного бездействия мозг нуждается всего в нескольких часах тренировки под наблюдением квалифицированных специалистов, чтобы восстановить навыки.

Старый мозг работает медленнее, но результат обычно оказывается лучше, и молодежи приходится делать ставку на скорость, чтобы компенсировать дефицит информации, опыта и житейской мудрости. Словом, чем старее, тем мудрее. Современная наука позволяет даже измерить мудрость.

Пауль Болте, исследователь из Берлинского института Макса Планка, предложил испытуемым найти выход из сложных жизненных ситуаций - что делать, если друг решил покончить самоубийством или если ваша пятнадцатилетняя дочь вознамерилась выйти замуж. Пожилые люди «заткнули за пояс» своих молодых соперников.

Мозг - это орган, и, как любой орган нашего тела, его необходимо тренировать. Ленивый ум разрушается быстрее. Но только лишь тренировки недостаточно. Очень важно, чтобы предлагаемая мозгу деятельность приносила вам удовольствие.

Интересный опыт провела американский биолог Мариан Моймонд. Она поместила старых крыс в клетку с новыми игрушками. Эффект был поразителен: работоспособность мозга крыс увеличилась - между нейронами стали возникать новые связи, увеличился приток крови к коре головного мозга. Однако этот эффект пропадает, как только перестает действовать фактор новизны.

Плохая работа мозга многих пожилых людей объясняется именно тем, что они не видят в жизни ничего нового. Происходит это во многом и из-за того, что мы не умеем переключать свое внимание с внешнего на внутреннее. Чем старше человек, тем тяжелее ему найти новое в окружающем мире, слишком многое ему уже кажется известным. Вот здесь бы и переключиться на поиск нового в своей внутренней жизни и, что особенно важно, уделить внимание собственному творчеству. Уже давно подмечено, что люди творческого склада, ведущие активную, наполненную событиями жизнь, сохраняют ум в прекрасной форме в самом преклонном возрасте. Мозг очень чуток к положительным эмоциям. На благоприятные условия он отвечает блистательной работой и отменным здоровьем.

Любовь к жизни, как правило, взаимна. Уважайте свой организм, прислушивайтесь к нему, не травите его всякой гадостью - и он будет служить вам верой и правдой долгие годы.

Пожалуйста, прокомментируйте опубликованный на данной странице материал и поделитесь своим опытом. Нам важно ваше мнение!


© 2010. Все права защищены.
Публикация материалов сайта разрешена при условии ссылки на Полезное знание