Психология / Саморазвитие


Четыре благородные истины Будды

Почти три тысячелетия назад Сиддхартха Гаутама достиг совершенного просветления в Бодхгае на востоке Индии и стал известен как Будда Шакьямуни. Через семь недель после этого он дал первое учение, известное как «Четыре благородные истины».

Хотя это учение было даровано так давно, оно остается актуальным по нынешний день, поскольку объясняет каждое мгновение нашей жизни независимо от времени и места, в которых мы живем, нашего пола и возраста, нашего благосостояния и социального положения, наших знаний и достижений, наших привычек и увлечений, и даже нашей веры. В этом учении говорится о страдании, его причине, прекращении страдания - счастье - и пути к счастью.

Итак, зачем же Будда дал это учение? Что нового, неизведанного ранее, он хотел сообщить этому миру? Ответом на эти вопросы является первая благородная истина, указывающая на суть страдания. Чем же ценно это знание? Только ясно зная, что такое страдание, мы можем избавиться от него и обрести истинное непреходящее счастье, ведь никто из нас не желает страдать ни мгновения, и никто не может избежать периодического переживания страдания.

Будда, конечно же, не считал, что мы не знаем страдания, однако, он видел, что мы не понимаем его в полной степени. Наше знание страдания, ограничивающееся знанием разновидностей неприятных переживаний и обстоятельств, произошедших с нами и другими существами, как правило, не содержит в себе понимания того, что объединяет всё страдание: встречу с тем, чего мы не хотим и неполучение того, чего мы хотим.

Встречу с нежеланным называют страданием страдания, поскольку именно это мы и привыкли считать страданием. Вместе с тем, его называют временным или непостоянным страданием, поскольку все неприятное рано или поздно заканчивается, ведь нет ничего, что приносило бы одинаковое страдание независимо от времени и обстоятельств, без какого-либо перерыва или изменения в своей силе.

Неполучение желанного, которое не всегда понимается как страдание, известно как страдание от изменения, поскольку оно происходит в момент, когда мы не можем получить то, на что рассчитывали, что заслуживали, к чему стремились, на что надеялись или о чем мечтали. Вместе с тем, его называют беспокойством от расставания или разделением со счастьем, поскольку оно возникает от расставания с тем, что было нам так приятно и дорого в прошлом: любимым человеком, домашним животным, имуществом, вещами, социальным положением, возрастом, здоровьем, силой, памятью и тому подобным.

И все же, подобное понимание сути страдания также не является наиболее глубоким уровнем знания, ведь оно просто сводит все его разновидности к двум основным видам. То есть, здесь снова идет речь о видах, но не о сути. По сути же, любое наше страдание - это результат нашего неблагого мышления в настоящем и неблагой кармы, накопленной в прошлом. Это и есть первая истина, на которую указал Будда.

Какое же мышление Будда считал неблагим, и почему страдание - это результат нашего неблагого мышления, а не наших неблагих действий или неблагоприятных внешних обстоятельств? Для ответа на эти вопросы сначала необходимо выяснить, что именно Будда называл мышлением. Им он называл каждого из нас: меня, вас, наших близких и знакомых, людей, животных, всех существ. Каждое существо – это индивидуальное мышление. Если мы внимательно исследуем себя и мир вокруг, все, что мы обнаружим, будет основано на том, что мы об этом думаем. Причем, ни научные открытия, ни повседневные вещи, вокруг не явятся исключением. Единственной вещью, которую мы в конечном итоге сможем обнаружить, является мышление. Однако, наше мышление - это не единственное, что существует во всех Вселенных. Снаружи нашего мышления есть мышления всех существ и бесчисленные Будды.

Итак, все, что мы воспринимаем - это наше мышление, в том числе и наше страдание, и наше счастье. Общего Мира, Вселенной и вещей не существует. Тем не менее, мы способны воспринимать другие мышления в нашем. Каждый из нас порождает и воспринимает свой мир со своим видением существ, но, поскольку то, что порождают наши мышления, очень схоже, нам кажется, что есть общий Мир, общее время, общее знание и тому подобные вещи.

Как же наше мышление порождает то, что мы воспринимаем? Для этого необходимо понять принцип кармы и перерождения. Наше мышление – это лишь мышление настоящего мгновения, в настоящем уже нет прошлого, а будущее еще не наступило. Тем не менее, это не означает, что все стоит на месте. Каждое мгновение наше мышление перерождается, оно постоянно проходит реинкарнацию, изменение. Кстати, именно по причине постоянного изменения мы используем имя «мышление», поскольку «ум», «сознание» и тому подобные именования, которые можно легко употреблять вместо «мышления», не отражают основного качества мышления - постоянного движения. Перерождение происходит в силу действия кармы - собрания отпечатков, записей наших мыслей - бесчисленных «прошлых» мгновений. Ни одна мысль не проходит бесследно, всё становится кармой - силой или энергией мышления. Именно благодаря карме созревает и возникает окружающий нас мир и наши склонности к его восприятию и переживанию. Мы переживаем страдание в результате неблагого мышления настоящего мгновения и нашей неблагой кармы - неблагого мышления в «прошлом».

Однако, то, что мы сами порождаем наш Мир и страдание, не исключает всеобщей взаимосвязи. Именно на это Будда указал во второй истине: наши неблагое мышление и неблагая карма - это не только причина нашего страдания, они - условие страдания всех существ.

Как это ни удивительно, в возникновении каждого нашего мышления и, соответственно, нашего мира участвуют мышления всех существ и мудрость всех Будд. Будда назвал этот принцип взаимозависимым происхождением. Для его постижения важнее всего понимать разницу между причиной и условием. Причина - это то, что определяет результат в основной степени. Условие - это то, что также определяет результат, однако, в гораздо менее значительной степени,

Согласно принципу взаимозависимого происхождения, никто, кроме нас самих, не может стать причиной нашего страдания. Каким бы сильным и могущественным нам кто-то не казался, он или она могут быть лишь условиями. Чем меньше в нас причин страдания - неблагого мышления, тем меньше страдания нам могут причинить неблагие условия, и тем меньшим поддерживающим условием мы являемся для страдания всех существ. Истинность этого принципа очевидна: если бы кто-то, например, Будда, мог бы стать причиной прекращения нашего страдания, он бы мгновенно это сделал. Поэтому избавление от страдания находится лишь в наших руках: нам нужно уменьшить неблагое мышление.

Почему же Будда указал на мышление, а не на речь и действия? Если мы внимательно проанализируем, то увидим, что наша неблагая речь и неблагие действия - это, как правило, естественный результат нашего осознанного или неосознанного повторения неблагого мышления.

Какое же мышление является неблагим? Будда указал на 84000 видов мышления, приводящего к страданию, но нам достаточно знать пять основных, включающих в себя все остальные. Это более практично, ведь пока мы будем исследовать, к какому из этих тысяч видов принадлежит возникшее неблагое мышление, может пройти не один день.

Неблагое мышление - это гнев, зависть, жадность, гордость и неведение. Мы перечисляем виды неблагого мышления по убыванию силы их последствий и их очевидности для распознавания.

Гнев - это желание увеличить страдание других существ или желание уменьшить их счастье. Зависть - это радость от страдания других существ или недовольство их счастьем. Жадность - это поиск счастья снаружи своего мышления и настоящего мгновения, и нежелание расставаться с чем-то внешним, что, как мы считаем, приносит нам счастье. Гордость - это нежелание меняться в силу уверенности в собственном совершенстве или уверенности в неспособности измениться. Неведение - это неосознавание того, что мы являемся мышлением настоящего мгновения, и что все происходит согласно четырем благородным истинам, а также неосознавание своей природы.

Центральным учением Будды стала третья благородная истина, указывающая на то, что все мы можем полностью прекратить страдание и достичь истинного непреходящего счастья, так как изначально являемся им по своей природе.

Каждый из нас без какого-либо особого обучения каждое мгновение, никогда не забывая об этом, естественным образом стремится к счастью, поэтому природа каждого существа - это истинное счастье.

Будда указал на то, что неблагое мышление не является нашей сутью, мы благостны от природы. Нам нужно просто реализовать истинное счастье, которое скрыто лишь иллюзорными омрачениями - неблагим мышлением и неблагой кармой. Все это может сделать каждый, причем уже в этой жизни.

Реализованные Будды - это великое совершенство благого мышления, поэтому они спонтанно, не прерываясь ни на мгновенье, в равной степени помогают всем существам достичь всего возможного счастья. Никуда не исчезая, они всегда окружают нас, ведя к реализации нашей природы.

Буддизм не является учением о страдании. Буддизм - это счастизм, ведь его основа, путь и результат - это счастье и радость.

Дав учение об основе и результате в третьей истине, в четвертой Будда указал путь к истинному счастью - благое мышление. Именно благодаря Пути, повторению благого мышления, мы можем стать счастливыми прямо сейчас, ведь увеличение нашего благого мышления настоящего мгновения сразу же наполняет нашу жизнь счастьем и приближает нас к заветной цели - истинному непреходящему счастью Будды.

Как и в случае с неблагим мышлением, для практики достаточно помнить пять видов благого мышления: отречение, милосердие, веру, любовь и мудрость.

Отречение - это желание уменьшить свое неблагое мышление, видя в нем причину своего страдания и условие страдания всех существ. Милосердие - это желание уменьшить неблагое мышление других существ, видя в нем причину их страдания, а также желание уменьшить их страдание. Вера - это желание увеличить свое благое мышление, видя в нем причину своего счастья и условие счастья всех существ. Любовь - это желание увеличить благое мышление всех существ, видя в нем причину их счастья, а также желание увеличить их счастье. Мудрость - это углубление постижения четырех благородных истин и расширение осознавания, что мы - мышление настоящего мгновения, а наша природа - истинное счастье. Для этого мы изучаем учения Будды, размышляем над их значением и приучаем себя к постигнутому посредством медитации.

Это краткое объяснение четырех благородных истин основано на наставлениях тибетского мастера Дзогчен Кхенпо Чога Ринпоче.

Пожалуйста, прокомментируйте опубликованный на данной странице материал и поделитесь своим опытом. Нам важно ваше мнение!


© 2010. Все права защищены.
Публикация материалов сайта разрешена при условии ссылки на Полезное знание