загрузка...

Психология


Эмоциональное здоровье - путь к исцелению

 

Психолог Виктория Романова (стаж практической работы - 10 лет). Проводит индивидуальные консультации, ведет группу осознанной релаксации RELAX-ЙОГА и цикл авторских семинаров «Погружение в себя». Занимается йогой с 1990 г. (с 1993 - в Школе йоги «Крылья совершенства»). Ведет занятия в Медитационном Центре «Храм Человека» Школы йоги «Крылья совершенства». Член Союза журналистов Санкт-Петербурга.

 

- Виктория Владимировна, в наши непростые времена нет, наверное, ни одного взрослого человека, который бы время от времени не испытывал состояние напряжения или боль. У многих такие состояния становятся хроническими и длятся долгие годы. Человек при этом ощущает себя неполноценным. Есть ли выход из ситуации?

- Напряжения человеку свойственны постоянно, и они возникают, как правило, уже с детства. Связаны они с подавлением эмоций. Еще Фрейд в свое время сказал, что человек - это открытая энергетическая система. Соответственно, личность человека формируется не изолированно, а под влиянием внешних обстоятельств. Происходит это, начиная с самого раннего детства, когда ребенок, подрастая, требует к себе все большего внимания, а это, в свою очередь, мешает взрослым. Начинает их раздражать.

- Наверное, так уж принято считать у нас в обществе: родитель всегда прав, он занимается делом (что бы он ни делал). А ребенок, если пытается делать то, что ему нравится, но что неудобно взрослому - мешает, создает помехи...

- Да, у всех свои дела, свои проблемы... Мало кто из родителей уделяет осознанное внимание воспитанию детей и понимает, что то, что происходит в самом раннем возрасте, оказывает влияние практически на всю последующую жизнь ребенка. Жизненный сценарий человека складывается приблизительно до достижения возраста 3-5 лет.

К этому возрасту фактически сформирована вся его эмоционально-чувственная сфера, заложены базовые схематические установки ментального плана, и дальше человек живет и развивается в «коридоре» своего жизненного сценария. И в рамках, установленных ему его окружением (родителями, родственниками, воспитателями), которые у кого-то шире, а у кого-то - уже.

- А что нужно, по минимуму, делать родителям, чтобы правильно себя вести? Чтобы эти рамки были «нужной ширины». Или, может, рамок вообще не должно быть в этом возрасте?

- Если исходить из того, что человек есть открытая энергетическая система, то любые рамки всегда будут ограничивать его развитие. Но без ограничений тоже невозможно жить в обществе. Поэтому, задача родителей - понять, для чего ребенок пришел в эту жизнь, и помочь ему в социализации, дать все необходимое для того, чтобы он мог нормально жить в обществе людей. Чтобы он считался с другими людьми, но при этом не унижался и не принижал какие-то свои собственные качества, свое достоинство, хорошо осознавал свои цели и жизненные принципы.

Ребенок должен уметь учитывать свой интерес, но при этом не быть эгоистом, добиваясь своего за счет других людей.

- Не слишком ли это трудная задача для родителей? Ведь они порой и сами не знают, как сбалансировать эти качества в себе. А большая часть вообще об этом не задумывается.

- Да, у нас система воспитания передается, в основном, традиционно. Как воспитали дедушки, бабушки - так воспитывают потом мамы и папы. В эти процессы вклиниваются, конечно, такие глобальные процессы, как война, революция, стихийные бедствия, экологические катастрофы, экономические кризисы - они влияют на развитие личности человека очень сильно.

А новые веяния вносят свои коррективы в то, как надо воспринимать реальность и, соответственно, воспитывать детей. Нынешнее время вообще все изменило. Особенно резкое изменение произошло в 90-е годы. Тем, чье сознательное детство пришлось на это время, досталось особенно ощутимо. Большинство родителей в этот период были очень растеряны. Они сами потеряли почву под ногами: работа, достаток, положение в обществе - все стало шатким. В связи с этим у взрослых произошла полная переоценка ценностей, и существенно поменялись цели. В этот период было не до системы воспитания, стояла другая проблема: как бы выжить! Результатом этого, в настоящее время, явилось присутствие у многих, в возрасте примерно от 20 до 35 лет, хорошо развитого эгоизма. Проявляется он в том, что молодые люди живут по принципу: «Мне надо - я делаю», не считаясь с желаниями и потребностями окружающих. Это очень сложный момент. И он сложен еще и потому, что у этих людей тоже рождаются дети. И они воспитывают их в тех же традициях, в которых выросли сами, плюс додумывают что-то от себя. Но так уж устроено в природе, что баланс все равно сохраняется. Некоторые молодые люди заботятся больше о себе, но при этом существует много замечательных молодых людей, которые открыты миру и заботятся об окружающих.

Сейчас очень многие люди начинают знакомиться с Законами жизни, принимать их. Понимать, что все вокруг живое, чувствовать свою ответственность за происходящее вокруг. И принимать закон о материальности мысли. Абсолютно все, что происходит в нашей жизни, является продуктом нашего мышления. Эмоциональное состояние и все проявления чувственной сферы следуют за мыслью. Это происходит даже тогда, когда мы не можем отследить все свои мысли. Подсчитано, что у человека за сутки мелькает в голове порядка 50-60 тыс. (!) мыслей. Естественно, что такое количество отследить совершенно невозможно, но всегда можно обратить внимание на свое эмоциональное состояние, и понять: если я чувствую себя как-то некомфортно или меня преследует негативная эмоция (раздражение, злость, зависть, ревность, страх, обида, например - это основные негативные эмоции человека), следовательно, у меня были какие-то мысли (возможно, я их не уловила), которые привели к возникновению таких эмоциональных состояний. Таким образом, через эмоции мы учимся отслеживать свои мысли.

- Это звучит очень странно. Например, я всегда сначала чувствую какой-то эмоциональный дискомфорт, мне становится плохо, и потом уже я начинаю думать: что такое, что происходит? И вот тогда уже подключается мысль. То есть, на первый взгляд, мысль следует за эмоцией, а не наоборот...

- Как раз об этом я и говорю. Наши мысли, предшествующие эмоциям, оказываются неосознаваемыми нами. Поэтому сложность заключается в отслеживании какой-то конкретной мысли. Из 50-ти тысяч мы не способны отследить даже десятую, сотую часть!

- Получается, мы сами не понимаем и не чувствуем, что мы думаем?

- Да. Мысль всегда первична. Промелькнувшая мысль «цепляет» в нашем подсознании какую-либо созвучную ей установку или стереотип мышления, связанные с определенными эмоциями или чувствами, что и вызывает соответствующее состояние...

- Практически, у нас нет шансов поймать эту мысль? Как отследить?

- Конечно, отследить такое огромное количество мыслей невозможно. Но в этом и нет необходимости. Здесь нужен иной подход, медитативный. В йоге есть такая практика - Созерцание. Это освобождение от мыслей. Недавно я прочитала такое интересное высказывание: «Освобождая свой мозг от мыслей, мы увеличиваем его силу». Становится понятно, что огромное количество нашей энергии уходит на бесполезную мыслительную деятельность. И на какие-то действительно нужные вещи нам энергии не остается.

- Давайте вернемся к напряжению, которое так мешает нам в жизни. Есть ли способы от него избавиться?

- Любая эмоция, как и любая мысль - это энергия. Она возникает, далее, она проходит свою активную фазу и затухает. Это так, если процесс идет естественным образом. Но, как правило, в нашем любимом, незабвенном детстве происходит следующее. У ребенка возникают какие-то эмоции, которые воспитателем или родителем не очень-то приветствуются, не устраивают по какой-либо причине. И вот, ему говорят: прекрати, посиди в углу, перестань, ты мешаешь. И прочие подобные вещи, которые всем хорошо известны. Это приводит к тому, что возникающая эмоциональная энергия подавляется, и в виде сгустка (паттерна) энергии, эмоция уходит в подсознание. Потому что никогда ничто не исчезает бесследно. Все, что возникает в психоэмоциональной сфере человека, на протяжении всей его жизни остается при нем.

- Изначально, в детстве, у всех могут возникать разные эмоции. И все они по-разному проявляются.

- И, несмотря на то, что мы все разные, все мы ведем себя примерно одинаково.

- Если, допустим, совсем не мешать этому процессу возникновения, активности и затухания энергии - оставить эту эмоцию... Почему в одинаковых условиях (когда дети воспитываются одинаково в одной семье), они выдают совершенно разные реакции на одни и те же внешние факторы? Значит ли это, что они изначально родились с определенным набором мыслей и эмоций, осевших в подсознание в прошлом?

- Трудно сказать, от чего это зависит. Возможно, и так. Бывает, что у ребенка проявляются сильные негативные эмоции в связи с какими-то событиями. Тогда задача родителей - стараться перенаправить эмоции детей в мирное русло. Не управлять детьми, а именно перенаправлять эту энергию. И, конечно, учиться мирно договариваться со своими детьми.

- А если говорить о причине эмоций? Почему у одного ребенка никогда не возникает страха, он ожидает от окружающего мира только добра, а другой, воспитываемый в той же семье, в тех же условиях, довольно часто испытывает панический страх и выдает бурные реакции, неадекватные той причине, которая их вызвала?

- Нет никаких общих рецептов. С каждым отдельным человеком надо разбираться индивидуально. Возможно, что-то было в пренатальном периоде (во время беременности) или при родах. Или что-то произошло в ранний послеродовый период. Раньше вообще считали, что эмоционально-чувственная сфера человека формируется после его рождения. Теперь уже понимают, что все начинает формироваться буквально с момента зачатия. Сложно сказать, что повлияло на развитие фобии или гипертрофированных реакций. Просто нужно этот момент отслеживать, пытаться понять: может быть, самостоятельно, а может - с помощью профессионалов. Во всяком случае, просто так оставлять это нежелательно. Вернемся к напряжению. Как мы уже говорили, когда мы подавляем эмоции своих детей (или свои собственные), то в виде энергетического сгустка они уходят в наше подсознание. И происходит локальная блокировка энергетической системы человека. Мы уже немного знакомы с тем, что, по восточной системе (китайской, йоговской), у человека существуют энергетические каналы. Так вот, во время подавления эмоций у человека блокируются эти каналы.

- Это означает, что в каких-то областях тела энергия не может проходить достаточно свободно, или даже вообще не может проходить?

- Да, В этих местах энергия начинает проходить плохо и, постепенно, это начинает отражаться на физическом теле в виде «мышечного корсета». Мышцы становятся ригидными (напряженными) и, со временем, начинают возникать болезни в органах, связанных с областями напряжения. Человек ощущает физическое недомогание, боль. Психика человека устроена таким образом, что человек не может долго выносить психологическое напряжение, поэтому, в какой-то момент срабатывает механизм защиты - и человек «выключается», не осознает напряжения своего физического тела. Люди начинают заниматься фитнесом, спортом, усиливая тем самым напряжение в мышцах. Вместо того, чтобы расслаблять, они начинают напрягать их еще больше. На сдерживание этого напряжения уходит очень много энергии. Отсюда - хроническая усталость, постоянные недомогания.

Направление Релакс-йога - это система психорегуляции, основанная на осознанном расслаблении. Через релаксацию мы учимся чувствовать и понимать себя и свое тело, его потребности, а в психологическом плане - осознавать и отпускать всевозможные негативные мысли, состояния, подавленные чувства и эмоции, и обретаем эмоциональное равновесие.

- Что происходит на занятиях практически? Они проводятся в несколько этапов?

- Нет, почему же? На занятиях одновременно проводится работа и с дыханием, и с телом, и с эмоциональной сферой человека, и с его энергетической составляющей.

- То есть, все происходит единым комплексом...

- Совершенно верно. Все идет единым комплексом, составленным из самых разнообразных упражнений.

- Таким образом, снимая напряжение мышц, мы приходим к расслаблению и снятию болевого синдрома. При этом энергетические застои разблокируются, энергия начинает течь свободно, и мы постепенно избавляемся от связанных с этими блоками заболеваний? Возможно, застарелых и хронических.... Какая прекрасная перспектива! Так просто, оказывается, быть здоровым! А меняется ли при этом что-то на уровне психики, сознания?

- Если просто снимается напряжение с мышцы, но не проработана причина возникновения этого напряжения, то, рано или поздно, напряжение в этом месте возникнет снова. Поэтому работа здесь, конечно, не быстрая. Очень важно, чтобы человек начинал постепенно осознавать, что с ним происходит, и каким образом ему надо работать со своими эмоциональными состояниями - через медитации, созерцание (освобождение от мыслей). Тогда он становится более здоровым и физически, и психологически. А когда человек здоров, он уже способен полностью себя реализовать. Выполнить ту Миссию, ради которой он пришел в эту Жизнь.

- Правильно ли я поняла, что можно свои психологические проблемы решать с помощью работы с телом, при этом одновременно получить комплексное решение всех проблем: и физических, и психологических?

- Конечно. Это и есть телесно-ориентированная психотерапия. Нужно со всех сторон себе помогать всеми возможными способами!

- Большое спасибо!

Интервью подготовила Юлия Якименко

 

 

   

 

 

 


© 2010. Все права защищены.

Публикация материалов сайта разрешена при условии ссылки на "Полезное знание"