загрузка...

Дети


Заметки об обучении детей

 

 «Все дети, пока они еще не покинули тайны,

непременно заняты в душе единственно важным предметом:

самими собою и таинственной связью между собою и миром вокруг»

Герман Гессе

 

К любому знанию идти нужно медленно, как к великой тайне, которую ты должен раскрыть сам, а Учитель будет помощником и наставником на твоем пути.

Один из недостатков современной системы обучения - это отсутствие у детей самостоятельного опыта и переживания на пути к познанию. Множество предметов и дисциплин, требующих «зубрежки» рождает избыток информации, которая зачастую являет собой энциклопедические данные, не затрагивающие внутреннего мира и не увлекающие ребенка. Дети становятся «коллекционерами» знаний, не дав им второго рождения в своей душе. Не происходит глубинного осмысления того огромного объема информации, который дается педагогами вразнобой и с конвейерной скоростью. В результате такого интенсивного обучения знания становятся оторваны друг от друга и от жизни, не связанными между собой и могут составлять лишь внутренний калейдоскоп в голове у ребенка. Интересно, красиво, - но нет времени и сил порадоваться этому богатству. Многие педагоги часто торопятся сами и торопят детей, без передышек и времени на осмысление, здорового покоя, который рождает радостное восприятие жизни, жажду общения и познания.

Знания - это сокровища. И задачей педагога видится - не открыть их все, а указать пути к ним, задать направление, по которому каждый придет к знанию через свой собственный опыт открытий. Ребенок на таком пути становится не просто «машиной для запоминания», он - исследователь, человек самостоятельный, ищущий и устремленный. Сокровище знания обесценивается, когда его просто дарят, часто оно не имеет в таком случае прикладного характера и уходит с той же легкостью, с какой и досталось, в никуда. Сегодня дети во многих школах становятся «рабами» готового знания. Им не дают пройти великий путь от зарождения знаний через их развитие к современному положению дел, - с помощью их собственного разума, чувств и пр.

А ведь было бы здорово, если математика начиналась не с таблицы умножения и тренировки ума разными формулами, а с того, как она зарождалась на Земле.

Хотелось бы привести детей к первоисточнику, к смыслу познаваемого.

Важно - не научить танцевать, а дать почувствовать красоту танца, само блаженство его, - а через это уже вести тех, кто почувствовал в себе стремление, к мастерству.

Важно - не научить сочинять, а показать пути к этому, как бы вручить разные ключики к миру фантазии, и потом тот, кто захочет, воспользуется ими, или даже сотворит новые, если дать ему веру в то, что он может и это.

Важно дать ребенку возможность ощутить мир в его целостности - с древности до наших дней во временном течении, и открыть ему хотя бы некоторые из тех путей, какими шел Человек в овладении тем или иным знанием и искусством.

Анна Миронова

 

 

 


© 2010. Все права защищены.

Публикация материалов сайта разрешена при условии ссылки на "Полезное знание"