загрузка...

Дети


До трёх - на всю жизнь

 

Владимир Скрипалев известен как изобретатель «Стадиона в квартире» — домашнего спорткомплекса для детей. Кроме того, он был одним из первых энтузиастов обучения грудничков плаванию. У Владимира Степановича есть собственная концепция гармоничного развития ребенка и соответствующая методика воспитания, которой он обучает родителей в своей Школе развития личности под названием «Крепыш».

 

    В 1977 году основатель фирмы «Сони» Масару Ибука выпустил книгу «После трех уже поздно», которая стала бестселлером. В предисловии к ней Глен Доумен, директор американского Института достижений потенциальных возможностей человека, писал: «Эта книга совершит в умах одну из самых великих и добрых революций и, возможно, избавит мир от бедности, ненависти и преступности».

 Какое же открытие совершил Масару Ибука? Вся его книга доказывает: первые три года — важнейший период жизни человека, именно в это время можно наиболее полно раскрыть потенциальные возможности личности. Позже это сделать значительно труднее.

 Чем же объясняются успехи раннего воспитания?

 В биологии, изучающей поведение животных, существует понятие «импринтинг» — «запечатление». Суть его в том, что детеныши животных фиксируют («запечатлевают») в памяти, заложенные генетически поведенческие акты. Одна из форм импринтинга выражается в «реакции следования»: детеныши безотчетно следуют за родителями, повторяя их действия. По мере взросления животных способность к импринтингу исчезает.

 Человек развивается по тем же законам природы. В грудном возрасте младенец легко «запечатлевает» все, чему его обучают, и сохраняет полученные знания в памяти на всю жизнь. Но, начиная с трех лет, способность к импринтингу стремительно угасает. Этим и объясняется категорическое заявление Масару  Ибуки: «После трех уже поздно».

 Той же идеей руководствовались замечательные педагоги Борис и Лена Никитины, воспитавшие семерых детей. Свою теорию Борис Павлович назвал НУВЭРС, что расшифровывается как Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей. Борис Никитин раньше, чем Ибука, установил: если не развивать способности ребенка в младенчестве, то многие из них угаснут. Тот же закон импринтинга, только в зеркальном отражении.

 Взгляды на воспитание Бориса Никитина и Масару Ибуки настолько совпали, что основатель фирмы «Сони» пригласил Бориса Павловича в Японию на две недели с лекциями. Две недели растянулись на три (беспрецедентный случай!), для русского педагога были организованы телепередачи: он в прямом эфире знакомил японских родителей со своими методическими приемами. Позже правительство Японии выделило 12 миллиардов иен на освоение педагогики Никитиных.

 В книге-завещании академика Николая Михайловича Амосова «Мое мировоззрение» мне встретилась такая емкая фраза о воспитании: «Первое место принадлежит активности подкорковых центров потребностей в результате ранних воспитательных воздействий типа импринтинга».

 Кстати, в народных поговорках тоже закрепилась мысль о пользе раннего воспитания. Моя мама, например, говаривала: «Воспитывать надо, пока поперек лавки лежит». То есть, когда вдоль — уже поздно.

    Итак, мамы и папы, бабушки и дедушки, учтите: личность формируется в младенчестве. А что такое личность? Академик Амосов дал такое определение: «Человек — это характер, ум и потребности».

  С потребностями — понятно. Они есть у едва родившегося человека. Он хочет: есть, спать, двигаться и т. д. Этого требует его тело.

   А ум, характер? Душа, дух? Это категории более тонкие. Их определить гораздо труднее.

  Лев Толстой говорил, что человек для своего характера, мироощущения, мировоззрения приобретает от рождения до пяти лет больше, чем от пяти лет до конца жизни. Похожую мысль высказал недавно кинорежиссер Никита Михалков: «Наше детство таинственным образом определяет всю нашу взрослую жизнь».знь».

  Разгадать эту тайну непросто. Кое-что приоткрылось мне после прочтения книги Ж.Ледлофф «Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности». Приведу красноречивую цитату: «То, что человек чувствует до того, как становится способным к мышлению, во многом определяет его образ мыслей в более позднем возрасте».

  Очевидно, грудной возраст — пора наибольшей гибкости, пластичности. У младенца только тело маленькое, а возможности души, духа, интуиции — огромны. С этих позиций рискну дать импринтингу свое определение: это способ проживания разнообразных (зачастую экстремальных!) ситуаций в грудном возрасте. Благодаря импринтингу все новое становится естественным, с его помощью человек выживает в экстремальных обстоятельствах.

  Первая экстремальная для человека ситуация — само рождение. Во время родов он переходит из темноты к свету, из невесомости — к гравитации, из комфортной температуры (+37) — к дискомфортной (+20). Он начинает питаться и дышать самостоятельно. Проходя родовые пути, он ощущает мучительное сдавливание головы... Происходит отчаянная борьба за жизнь. Человек выживает — слава импринтингу!ингу!

 Другой пример. Грудничок обитает в комнате, обклеенной страницами из учебников с чертежами, формулами, геометрическими фигурами... Они недоступны уму ребенка, но «запечатлеваются» им. Это наблюдение взято не из фантастического романа — из такого грудничка выросла Софья Ковалевская. Слава импринтингу!

 В силе импринтинга можно убедиться и на примерах «маугли». Науке известно более 40 детей, выросших в звериных логовах. Эти дети «запечатлели» не только повадки своих «приемных родителей», но даже продолжительность их жизни. Оказавшись в среде себе подобных, они в 5—6-летнем возрасте с большим трудом осваивали несколько десятков слов. Получается, что воспитание, особенно раннее, больше влияет на развитие младенца, на то, каким он станет (фенотип), чем наследственность (генотип). Это ставит под сомнение принятое в науке соотношение влияния генотипа (70%) и внешней среды (30%) на формирующийся фенотип.

 А теперь — пример раскрытия способностей младенца в грудном возрасте. Вы погружаете грудничка в воду — и он плывет. Это для него естественно — в таком состоянии он находился в материнской утробе. Если вы начнете учить ребенка плаванию позже, когда плавательный рефлекс уже утрачен, он будет бояться воды, и вам придется потратить на обучение много сил и времени. А 3—4-месячный младенец плавает без всякого обучения — слава импринтингу!

Владимир СКРИПАЛЕВ

 

 

   

 

 

 


© 2010. Все права защищены.

Публикация материалов сайта разрешена при условии ссылки на "Полезное знание"